Читайте также
Жители Запада должны соблюдать осторожность, пытаясь навязать свою версию феминизма саудовским женщинам. Последние далеко не всегда этого хотят
Если вы читали сообщения западной прессы о недавних протестах в Саудовской Аравии против запрета на вождение автомобиля женщинами, вы, возможно, подумали: «Наконец-то королевство просыпается». Однако главная проблема заключается в том, что сами жители Саудовской Аравии – в том числе женщины – думают иначе.
Саудовская экономическая газета El-Iqtisadiah опубликовала на первой полосе статью, в которой ее репортеры пишут о том, что вождение автомобиля женщинами – это скорее роскошь, а вовсе не необходимость и что протесты против этого запрета на самом деле направлены на то, чтобы подорвать стабильность в стране и спровоцировать восстание.
И это не пропаганда. Я провел собственное исследование среди моих бывших студенток женского колледжа Эль-Лит (при университете Умм аль-Кура в Мекке). Они помогли мне распространить довольно объемную анкету среди своих коллег в различных отделениях колледжа и среди своих подруг и родственниц. Мое исследование нельзя назвать истинно научным, однако на ответы этих женщин стоит обратить пристальное внимание. Отвечая на вопросы, они могли не указывать своего имени, но даже несмотря на это, некоторые из них хотели, чтобы их узнавали.
К моему удивлению 134 (из 170) участницы опроса написали, что в вождении автомобиля женщинами нет никакой необходимости, что разрешение сесть за руль приведет к росту числа сексуальных домогательств и что такое разрешение может стать причиной отказа женщин от ношения никабов под предлогом того, что они мешают им смотреть на дорогу во время езды. Некоторые даже считают, что это даст возможность мужьям изменять своим женам и что снятие запрета на вождение может спровоцировать волнения в обществе.
Машааль Эль-Малики (Mashaal El-Maliki), домохозяйка:
«Вождение автомобиля женщинами разрушит семейную жизнь, потому что это даст возможность мужчинам знакомиться с другими женщинами, которые (будучи за рулем) смогут свободно передвигаться без сопровождения».
Бедур Эльмалики (Bedoor Elmaliki), студентка:
«Я думаю, в вождении автомобиля женщинами нет никакой необходимости, потому что в стране двух священных мечетей любая женщина подобна королеве. Рядом с ней всегда есть кто-то, кто о ней заботится, поэтому женщина ни в чем не нуждается, пока у нее есть муж, который ее любит и исполняет все ее желания. Что касается нынешних кампаний за снятие запрета на вождение автомобиля женщинами, то они просто бессмысленны. Вождение автомобиля женщинами – это вопрос веселья и развлечений, но давайте будем справедливыми и поблагодарим Бога за то богатство, которое нас окружает».
Макбула Эль-Малави (Maqbula El-Malawi), студентка:
«Честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы женщины садились за руль. Это вызовет смуту… Я согласна с тем, что мы ежедневно сталкиваемся с источниками этой смуты, но самое правильное место для женщины – это ее дом. Только ее дом может по-настоящему защитить ее от того, что творится в окружающем мире».
Одна саудовская мать:
«Если женщинам позволят сесть за руль, это приведет к массе негативных последствий для всего общества (к примеру, к сексуальным домогательствам). Более того, в обществе начнет происходить множество вещей, которые противоречат нашим мусульманским принципам. Это даст женщинам возможность подражать мужчинам во всем, и, кто знает… возможно, в какой-то момент прозвучат призывы к отмене никаба. В результате женщина лишится своей женственности, а, если женщина выйдет на улицу без сопровождения, она может лишиться и своей чести».
Банаадер Эльмалики (Banaader Elmaliki), студентка 4 курса математического отделения:
«Движение за снятие запрета на вождение автомобиля женщинами – это всего лишь глупая попытка имитировать Америку. Снятие запрета не приведет к дальнейшему освобождению женщин. Оно скорее приведет к ликвидации основ общества и низвержению его нравственных ценностей. Главным доказательством этому стала ликвидация основ американского общества. Мы не хотим, чтобы то же самое произошло и в нашем королевстве.
Результаты моего неформального исследования оказались практически идентичными результатам опросов, которые провели мои бывшие студенты из Саудовской Аравии. Они обнаружили, что 3209 из 3710 саудовских женщин выступали против изменений действующих правил вождения по тем же самым причинам, которые были перечислены выше.
Даже те женщины, которые поддерживают снятие запрета на вождение автомобиля (таких оказалось 501), подчеркнули, что они поддерживают его лишь на определенных условиях. Главное условие заключается в том, чтобы должны быть приняты законы, которые бы запрещали сексуальные домогательства со стороны мужчин и которые бы разрешали женщинам ездить в автомобилях без сопровождения.
Все это доказывает, что непрекращающиеся попытки Запада навязать свои ценности другим государствам бессмысленны. Западный феминизм не может прижиться в таких странах, как Саудовская Аравия, потому что сами жительницы этого королевства этого не хотят. Вспомните, что в 2007 году написала Амани Абдулфадль (Amany Abdulfadl), член Египетского центра по правам женщин (Egyptian Centre for Monitoring Women's Priorities), в своей статье в еженедельнике Al-Ahram: западное «определение равенства не сможет прижиться в арабском мире, потому что наши женщины не смогут найти джунгли для того, чтобы рубить там лес, а у наших мужчин никогда не вырастет грудь, чтобы кормить детей».
У жителей Саудовской Аравии есть собственные нравственные ценности и нужды. То, что подходит другим странам, не приживется в Саудовской Аравии, и наоборот. Коротко говоря, вместо того чтобы организовывать в королевстве кампании за отмену запрета на вождения автомобиля женщинами, Западу стоит сначала спросить саудовских женщин, хотят ли они этого или нет. И западные страны должны принять ответ этих женщин, независимо от того, нравится он им или нет.
Ахмед Абдель-Рахим, "The Guardian", Великобритания