Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+12+11
Иерусалим
+11+6

Мнения

А
А

"Побелить успех"

Американцам не впервой переносить внутренние "битвы культур" на зарубежные конфликты, и конфликт между израильтянами и палестинцами не стал исключением.

Ари Блафф
17.12.2022
Источник:Лехаим
На улицах Нью-Йорка. Фото: Getty Images / Alexi Rosenfeld

Понятия "раса", "гнет" и "привилегии" в их нынешнем восприятии — таково мерило, прилагаемое многими американцами к событиям совсем иного рода, происходящим где-то за тысячи миль, на Ближнем Востоке. На митинге, происходившем в разгар боестолкновений в Израиле и Газе, член палаты представителей конгресса США от Мичигана Рашида Тлаиб заявила: "Они поступают с палестинским народом так же, как продолжают поступать здесь с нашими черными братьями и сестрами". Точно так же Кори Буш, член палаты представителей от Миссури, объявила своей палате конгресса: "Пока все наши дети не будут в безопасности, мы продолжим борьбу за наши права в Палестине и Фергюсоне".

В сознании многих людей Израиль стал воплощением глобальной "белизны" — понятия, тождественного расовому превосходству. Это позволило писателю Вьет Тхань Нгуену, лауреату Пулитцеровской премии, в статье, опубликованной "Нью-Йорк таймс" в декабре 2020-го, осудить "белых писателей" и "привилегию белых" и тут же, прямиком, перейти к осуждению Израиля как их "единомышленника", "колониального государства поселенцев". (Единственная, кроме Израиля, страна, о которой Нгуен упомянул в статье, — Соединенные Штаты.) Нгуен плохо себе представляет демографический состав Израиля, но его представления совпадают со взглядами куда более широкого движения воуков : те считают неправомерными успех определенных меньшинств и их борьбу за собственные права, приписывая этим меньшинствам такую явную наследственную привилегию, как принадлежность к "белым".

В стремительно меняющейся социальной обстановке в США кое-кто пытается представить американских евреев символом не только привилегий белых, но и угнетения других рас белыми. В 2017 году в Иллинойсском университете в Чикаго расклеили листовки с карикатурной схемой властной иерархии, где над вершиной значилось: "1% — гетеросексуальные белые мужчины? Или 1% — евреи?" В следующем году в университете Стоуни-Брук организация "Студенты за справедливость в Палестине" сравнила сионистов с "нацистами, белыми националистами и членами ку-клукс-клана". По-видимому, такая риторика распространена относительно широко.

Но попытки "побелить" американских и зарубежных евреев — не изолированное явление. Они также не предвещают ничего хорошего другим американским меньшинствам, попавшим под раздачу в баталиях между культурами. У стараний "побелить" евреев, чтобы тем самым демонизировать или дискредитировать их историю в Америке, есть много общего со сходными попытками перевести американцев азиатского происхождения в другую расовую категорию.

Истории американских евреев и американцев азиатского происхождения во многом похожи. Больше десяти лет назад журналист и бизнесмен Джефф Янг написал об американских евреях и американцах азиатского происхождения: "Мы с вами хорошо знаем, каково это, когда нас провозглашают то образцом американской мечты — мол, эти люди из поколения в поколение поднимались все выше, от нищеты к успеху в профессиях, требующих высокой квалификации, — то главным героем американского кошмара, объявляя нас "паразитами", распространяя клевету, будто мы замыкаемся в своем кругу и своекорыстны, скидывая нас со счетов или представляя в образах диковинных иноземцев и вечных чужаков". Вопреки препятствиям, с которыми в Америке сталкивались евреи и выходцы из Азии, обе общины грандиозно продвинулись в обществе: сегодня обе эти группы занимают в США одно из первых мест по богатству и уровню образования, а также поспособствовали кардинальным переменам в интеллектуально-культурной среде страны, заняв плацдармы в журналистике, научном сообществе, индустрии развлечений, бизнесе и технологическом секторе.

Намеренно "белить" американских евреев, заодно нагружая их всем прилагающимся к статусу "белой расы" политическим багажом, — значит, сводить запутанную историю иммиграции и лишений, дискриминации и успеха к примитивной байке о привилегиях. Эпоха товарищества, которая, как наивно надеялись американские евреи, должна была наступить после их участия в движении за гражданские права и других кампаниях борцов за прогресс, так и не пришла. На самом пике этой общественной активности прогремело едкое соображение Джеймса Болдуина: "Негры — против евреев, потому что они — против белых". Как только члены американской еврейской общины в какой-то мере преуспели, их заклеймили как "белых", чтобы приписать участие в неустранимо расистской системе и ее активное использование. Сами посудите, ну разве иначе евреи сумели бы преуспеть — и так преуспеть?! Разве иначе американцы азиатского происхождения сумели бы преуспеть сегодня?

Обвинение в "близости к белым", которое сейчас предъявляют американцам азиатского происхождения, ставит их общину в странное положение. В 2019 году в нью-йоркском Департаменте по делам образования, на панельной дискуссии о борьбе с расизмом, двое ведущих "обрисовали иерархию расовых преимуществ с афроамериканцами в самом низу и белыми на вершине", сообщала "Нью-Йорк пост". Когда слушательница, удочерившая девочку из Азии, поинтересовалась, какое место занимают американцы азиатского происхождения, ведущие сообщили, что эта группа почти что на вершине, ибо, по их словам, достаточно "приближена к привилегиям белых", чтобы "извлекать выгоду из превосходства белой расы".

Из-за такой перетасовки "расовой колоды" самозваные поборники многообразия переменили и свое отношение к американцам азиатского происхождения. Например, в 2020 году, рецензируя доклад о ситуации с многообразием в компании Гугл, журналист "Форбс", пишущий о равенстве и инклюзии, решил, что американцы азиатского происхождения — больше не цветные. То есть американцев азиатского происхождения зачислили в противоположную категорию: Гугл отчиталась о лишь "незначительном увеличении представительства женщин и цветных", оставаясь компанией, где "в трудовом коллективе непропорционально много белых, азиатов и мужчин". Вывод очевиден: американцы азиатского происхождения — больше не цветные, достигшие определенного успеха. Напротив, их успех — как реальный, так и воображаемый — аннулировал их статус цветных.

Публицист Кенни Шу гадает, когда именно американцы азиатского происхождения стали "белыми". "Родители многих из них — нищие иммигранты, каких-то несколько десятков лет назад сбежавшие от коммунизма, — подчеркивает Шу. — С какой стати их смешивают в одну кучу с белыми — разве у них схожий исторический опыт?" И впрямь, такое ощущение, что у общества провал в памяти: оно начисто забыло про политику США на рубеже XIX-XX веков, призванную сдержать "желтую угрозу", а именно иммиграцию из Азии, про то, как филиппинцев объявили "подпорченной расой", про Закон о недопущении китайцев от 1923 года, про лагеря интернированных, куда упрятали японцев, про "пассажиров джонок", спасавшихся от бедствий вьетнамской войны.

Если в прежние времена в элитарных университетах типа Гарварда были квоты на прием евреев, то в наше время студенты-американцы азиатского происхождения подали в Верховный суд иск с обвинениями в сходной дискриминации. Без малого 100 лет назад президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл стремился снять "еврейскую проблему", просто-напросто установив лимит — количество принятых евреев не должно было превышать 15% от общего числа студентов. Последние 10 лет доля американцев азиатского происхождения в Гарварде не меняется — как было 20%, так и осталось, хотя эта община — самая быстрорастущая в стране этническая группа. По оценке экономиста Питера Арчидиаконо (этого эксперта наняли истцы, которые судятся с Гарвардом), "не принадлежащий к категории бедняков американец азиатского происхождения, чьи достижения дали бы ему 25% шансов поступить в Гарвард, имел бы 36% шансов, будь он белым. Будь он испаноязычным американцем, его шансы составили бы 77%, а будь он чернокожим — возросли бы до 95%". Похожие выводы всплыли благодаря совершенно другому источнику — служебному докладу администрации Гарварда. Причем это далеко не новое явление; еще в 2007 году Дэниэл Голден написал в книге "Плата за вход": "Американцы азиатского происхождения — это новые евреи, они, в свою очередь, стали самой дискриминируемой группой при поступлении в высшие учебные заведения".

И это как нельзя более очевидно в дебатах вокруг стандартизованных экзаменов. Недавно профессор Бостонского университета Ибрам Кс. Кенди заявил: "Стандартизованные экзамены стали самым действенным в истории оружием расизма, которое применяют, чтобы объективно занизить умственные способности людей с черной и коричневой кожей и законно оставить их за бортом престижных учебных заведений". Но, как недавно доказала обозреватель "Атлантик" Кэтлин Фланаган применительно к системе Калифорнийского университета, идея отмены таких экзаменов во имя "равенства" исподтишка направлена против американцев азиатского происхождения — единственной "чрезмерно широко представленной" группы в этом университете. Если такие экзамены — "самое действенное в истории оружие расизма", как они могут в то же самое время открывать двери перед представителями меньшинства, внешне непохожими на белых? Проще простого: американцы азиатского происхождения — "все еще меньшинство, но уже "белое"". Какой урок дает опыт американских евреев? Пожалуй, самый очевидный таков: общественная активность в поддержку прогрессивных идей и солидарности с другими меньшинствами, возможно, сама по себе и на своих условиях вполне желательна и даже высоконравственна, но не очень-то рассчитывайте на солидарность в ответ — едва вас зачислят в категорию привилегированной, а значит, эксплуататорской расы, это клеймо затмит все, и отделаться от него будет очень нелегко. Например, когда в прошлом году наблюдался рост преступлений на почве ненависти к американцам азиатского происхождения, СМИ и интеллектуалы изо всех сил старались выразить "солидарность" черных с выходцами из Азии и развенчать "стереотипы о кровавой розни между черными и выходцами из Азии", но их усилия в общем и целом пропали втуне — заметно не повлияли на уровень насилия. И точно так же ничуть не изменили "антирасистский" взгляд на экзамены, образование и трудоустройство; ведь его поборники упорно твердят, что, раз американцы азиатского происхождения составляют 7% населения Америки, их доля среди зачисленных студентов и трудоустроенных работников тоже не должна превышать 7%.

Все дело в том, что крыло воуков в составе прогрессистского движения, подобно радикальным крыльям более ранних либерально-социальных движений, зиждется на политике борьбы за власть. В его манихейской картине мира, где победитель получает все, позитивные тенденции в жизни какого-то одного расового меньшинства неизбежно истолковывают как негативные для жизни других меньшинств. В массовом сознании американцы азиатского происхождения, совсем как евреи в прошлом (а порой и сегодня), неотделимы от позитивных результатов образования, профессиональной карьеры и изменений социально-экономического статуса — тех самых результатов, которые трактуются массами как доказательство пособничества несправедливой, неэтичной и безнравственной системе. Если евреи считали себя единственной мишенью такого конспирологического и, говоря начистоту, расистского взгляда на мир, то, возможно, их должно порадовать, что у них — и это факт — есть товарищи по несчастью.

Источник - Tablet

Перевод - Светлана Силакова

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке