"Трудно представить себе какую-либо другую тему, для продвижения которой были бы так успешно — с точки зрения арабов — использованы международные СМИ, нежели палестинский вопрос. Со времен доктора Геббельса не было еще случая, чтобы постоянное повторение лжи принесло бы столь успешные плоды …" — писал профессор Амнон Рубинштейн, в статье "Палестинская ложь", "Гаарец", 30 июля 1976 г.
Поддержка государства для палестинских арабов между рекой Иордан и Средиземным морем может объясняться двумя вещами. Либо злым умыслом, связанным с намерением основательно подорвать национальную безопасность Израиля и личную безопасность его граждан. Либо крайним невежеством, отражающим полное отсутствие знаний и понимания последствий для Израиля, которые неизбежно повлечет за собой создание подобного государства.
Прискорбно, что призрак государства для палестинских арабов вновь замаячил на переднем крае общественного дискурса — и не только в связи с воцарением в Белом доме враждебной Израилю администрации Байдена, но и в контексте недавнего крайне опрометчивого обращения к ООН временно исполнявшего обязанности премьер-министра Израиля Яира Лапида.
По иронии судьбы, опасности, связанные с созданием государства для палестинских арабов, с пугающей точностью были сформулированы не кем иным, как главным архитектором соглашений Осло Шимоном Пересом. Который почти полвека назад предупреждал: "Создание подобного государства будет означать беспрепятственный приток боеспособных сил палестинских террористов (более 25 000 человек под ружьем) в Иудею и Самарию. Вместе с местной молодежью эта сила удвоится за короткое время. У них не будет недостатка в оружии и другой технике, а потому в короткие сроки будет создана инфраструктура для ведения войны в Иудее, Самарии и секторе Газа. У Израиля возникнут проблемы с обеспечением повседневной безопасности, что может привести страну к войне или подорвать моральный дух ее граждан. В ходе войны границы государства палестинских арабов станут отличным плацдармом для мобильных сил, позволяющих наносить удары по объектам инфраструктуры, жизненно важным для существования Израиля, мешать свободе действий израильских ВВС в небе над Израилем и приводить к тяжелейшим потерям среди населения... в районах, прилегающих к линии границы".
На самом деле, разумеется, вовсе необязательно обладать особенной проницательностью, чтобы понять очевидную вещь - государство для палестинских арабов в Иудее и Самарии немедленно станет всеобъемлющей угрозой для Израиля. Коснемся ли мы обсуждения его высоты, ширины, длины или глубины - возникновение подобного государства неумолимо повлечет за собой экзистенциальные опасности для Израиля.
Высота — топография местности
Возможно, наиболее яркой иллюстрацией пугающей уязвимости, которую неизбежно создаст для Израиля арабское государство в Иудее и Самарии, является краткий обзор топографической ситуации.
Район, который в той или иной мере предназначен для создания в нем арабского государства — в любой мыслимой конфигурации — доминирует над густонаселенной прибрежной равниной, простирающейся ниже известняковых нагорий, центральных областей Иудеи и Самарии. С этих нагорий можно контролировать всю без исключения деятельность в прибрежной центральной части Израиля — вести визуальные и электронные наблюдения или подвергать обстрелам.
Под контролем господствующих высот Иудеи и Самарии оказываются:
• практически все аэродромы Израиля (гражданские и военные) вместе с единственным крупным международным аэропортом страны им. Бен-Гуриона;
• почти все основные морские порты и военно-морские базы Израиля;
• центры гражданского управления и военного командования;
• установки и системы жизненно важных инфраструктур (производства и передачи электроэнергии, воды (включая опреснительные установки);
• основные транспортные оси - как автомобильные, так и железнодорожные (включая трансизраильское шоссе - "шестую трассу");
• около 80% гражданского населения Израиля и всей коммерческой деятельности страны.
Все это будет безнадежно уязвимо для атак с применением оружия, которое уже сегодня используется против Израиля и его жителей враждебными группировками, располагающимися на территориях, переданных в прошлом под контроль арабов.
Длина — протяженность границ
Передача территории в Иудее и Самарии (лицемерно называемыми нашими недругами "Западным берегом") государству палестинских арабов повлечет за собой увеличение протяженности восточной границы Израиля как минимум в четыре раза, а возможно, и куда больше - в зависимости от параметров достигнутого соглашения. По сути, создание государства для палестинских арабов потребовало бы кардинальных изменений всех контуров границы. Вместо примерно 75 километров относительно прямой границы в долине реки Иордан к северу от Мертвого моря Израилю придется в этой ситуации обеспечивать безопасность на извилистой и пересеченной границе длиной в сотни километров, проходящей в опасной близости от многочисленных населенных пунктов и транспортных путей. Подробнее об этом дальше - в главе о ширине.
Некоторые предложения, которые предлагают создание автономных анклавов, увеличат границу между суверенным Израилем и территориями арабского государства до — до 1000 км, а возможно и больше, — что на практике сделает невозможным четко разграничить и защитить районы, находящиеся под контролем Израиля.
Ширина — возвращение Израиля к "узкой талии"
Ясно, что создание государства для палестинских арабов повлечет за собой возврат Израиля более-менее к границам до 1967 года, т. е. до Шестидневной войны. В том числе приведет к сжатию в узкую полосу вдоль моря длиной в 100 км, ширина которой едва превышает 15 км и при этом включает в себя самую густонаселенную территорию страны.
Как подчеркивал, в свою время один из лидеров левой партии "Ахдут ха-Авода" (будущей партии "Авода") Игаль Алон, бывший глава "Пальмаха", а впоследствии исполняющий обязанности премьер-министра и министра иностранных дел Израиля, пограничная линия до 1967 года "проходит между предгорий Иудейских и Самарийских гор и приморской равниной, иначе говоря, речь идет о ровной территории без каких-либо топографических барьеров. Это приводит к тому, что центральная часть Израиля, будучи узкой областью, становится ахиллесовой пятой пограничной линий до 4 июня 1967 года".
О проблематичности этого он предупреждал, говоря: "Инновации и новые виды вооружений не только не ослабили ценность стратегической глубины и естественных преград, но фактически, напротив, повысили их значение. Это тем более верно, учитывая сложное географическое положение Израиля".
Точно так же не кто иной как Шимон Перес самым решительном образом предостерегал от возвращения к невыносимо малой ширине страны, существовавшей до 1967 года. Согласно Пересу, "отсутствие минимальной территориальной протяженности фактически лишает страну фактора сдерживания, что само по себе представляет почти непреодолимое искушение атаковать Израиль со всех сторон…"
Он также утверждал, что в современную эпоху, "с развитием стремительной мобильности армий, оборонное значение территориального расширения возросло". Подчеркивая чрезвычайную уязвимость Израиля до 1967 года, Перес предупреждал о том, что "узкая талия, образованная самым густонаселенным районом Израиля", становится беззащитной против дальнобойности, огневой мощи и мобильности современных вооружений, зловеще замечая: "без границы, обеспечивающей безопасность, страна обречена на гибель в войне".
Точно так же, к слову, считал и Алон, предупреждая о том, что "узкая талия" Израиля станет "для враждебной армии, владеющей холмами Иудеи и Самарии, постоянным искушением попытаться нанести смертельный удар Израилю одним махом, разрубив его надвое. Более того, эта слабость может позволить армии не только нанести удар по самым густонаселенным и промышленным центрам Израиля, но и эффективно парализовать практически все воздушное пространство Израиля…"
Глубина — вода: только сухие факты
Западные склоны холмов Иудеи и Самарии, на которых арабы предполагают создать государство, возвышаются над важными источниками подземных вод, известными как водоносный горизонт Яркон-Таниним на западе и водоносный горизонт Шхем-Гильбоа на севере. Они на протяжении десятилетий остаются важнейшим компонентом водного хозяйства Израиля. Чрезмерная добыча из этих водоносных горизонтов или их загрязнение могут серьезно и даже необратимо подорвать снабжение водой израильских потребителей.
О том, насколько серьезно воспринималась эта опасность даже левыми, ясно свидетельствует отчет покойного Реувена Педацура, военного корреспондента ультралевого издания "Гаарец", от 24 апреля 1989 г.: "Тот, кто контролирует водные источники на Западном берегу, способен просто высушить прибрежную равнину в Израиле. Контроль над двумя основными водоносными горизонтами, бурение глубоких скважин и последующая интенсивная откачка в Западной Самарии, а также в районе Дженина и Тубаса, могут оставить еврейских фермеров Шарона без поливной воды, а поля Израэльской долины полностью высушенными".
К слову, спустя более десяти лет (7 ноября 1999 г.) Алуф Бен, нынешний редактор газеты "Гаарец", написал статью, озаглавленную: "Рекомендация премьер-министру Бараку сохранить контроль Израиля над водными источниками на Западном берегу", выразив скептицизм по поводу жизнеспособности какого-либо соглашения с палестинскими арабами относительно воды. В этой статье он предупреждает: "Главная опасность коренится в слабой способности палестинских арабов выполнять соглашения, что приведет к распространению "неконтролируемого" бурения и избыточной откачке, что ухудшит качество и уменьшит количество воды в водоносных горизонтах".
Конечно, сегодня, с включением крупномасштабных опреснительных установок в национальную систему водоснабжения Израиля, зависимость страны от природных источников воды заметно снизилась. Тем не менее, это вовсе не устранило стратегическое значения водоносных горизонтов Иудеи и Самарии. Неслучайно всестороннее исследование, проведенное по заказу Яффского центра стратегических исследований (INSS) двумя старшими гидрологами Управления водного планирования Израиля, показало, что по различным гидрологическим и экологическим причинам "даже когда опреснение станет значительным источником запасов воды, значение водоносного горизонта Яркон-Таниним как сезонного и долговременного резервуара не уменьшится".
Заметим, что уже сегодня избыточная добыча воды, а также незакрытые (или плохо закрытые) городские мусорные свалки и неочищенные потоки городских сточных вод и промышленных стоков в районах предполагаемого арабского государства становятся серьезной угрозой для израильских источников воды, включая подземные хранилища в водоносном горизонте. Без израильского контроля западных склонов Иудеи и Самарии израильтяне будут бессильны противостоять этим угрозам.
Читайте также
"С решением о двух государствах… Израиль рухнет"
В свете приведенного выше анализа интересно мнение высокопоставленных деятелей Палестинской администрации о том, что на самом деле стоит за принципом двух государств. В статье от 2009 года, озаглавленной "Официальный представитель Палестинской администрации заявляет, что решение о создании двух государств уничтожит Израиль", представитель Палестинской администрации в Ливане и член Центрального комитета ФАТХ Заки Аббас откровенно заявил: "С решением о создании двух государств Израиль рухнет. Что станет со всеми жертвами, которые они принесли, если в итоге им придется просто уйти? Евреи считают Иудею и Самарию своей исторической мечтой. Если евреи покинут эти места, сионистская идея начнет рушиться. Они развалятся сами по себе. И тогда мы пойдем вперед".
Вряд ли можно было бы выразить суть дела яснее!
Источник - MIDA
Перевод - Александр Непомнящий