Владимир Зеленский устроил мировому сообществу когнитивный диссонанс, потребовав запретить русским въезд в Европу. Тут же был объявлен чуть ли не людоедом, антигуманистом, ну, разве что, не фашистом, и то только потому, что это сильно напоминало бы российскую риторику. А это сегодня не в тренде.
Почитав и посмотрев реакции на это скандальное (и провокационное) заявление президента Украины, я вдруг сообразил, что в этот момент история мировой этики в очередной раз сделала крутой поворот. И это, как ни крутите, но исторический момент. Сейчас попробую объяснить.
На пространстве бывшего СССР принято считать главной трагедией ХХ века вторую мировую войну. Первая (кстати, получившая название "Великой") как бы скрылась в тумане страшной второй. Но на Западе Великой войне отводится важнейшее место в истории. После того, как с невиданной легкостью гибли миллионы людей - чего до этого в истории цивилизации не было - стало понятно, что мир изменился, и так жить нельзя. Кстати, до сих пор подсчеты погибших в ходе боевых действий точно не проведены, то ли 10, то ли 13 миллионов человек, да кто их считал? И это без учета "испанки". Потери во второй мировой войне - что тоже весьма приблизительно - называются в районе 50-60 миллионов человек. Миллионов! Впервые в истории счет пошел на миллионы.
Да, надо было сразу сказать: я не профессиональный историк. И любитель-то так себе. Но меня всегда занимал вопрос: а какие выводы делает человечество, теряя эти миллионы? По разным (у нас все разное, но будем разное принимать за единое) подсчетам население Земли в 1913 году составляло 1,7 млрд человек. Легко подсчитать, что погибшие даже по самым скромным подсчетам 10 миллионов - это каждый из 170 людей, населявших планету Земля. И это без учета "испанки", революций, гражданских войн и катаклизмов. Понятно, что это не могло пройти бесследно для коллективного бессознательного, в котором война с тех пор из "ди эрсте колонне марширт" и парадов с плюмажами превратилась в жуткий непреходящий ужас. И вывод, который сделало цивилизованное человечество, был прост и ясен: "Война - зло". Нужно всеми силами стремиться избежать войны, избежать гибели людей, мир - любой ценой. Иначе - гибель.
Как ни парадоксально именно эта парадигма привела к гибели гораздо большего количества людей. Стремление любым путем избежать войны, дать собаке кость, чтобы она отстала, привела ко второму чудовищному катаклизму планеты: второй мировой. И опять: 60 миллионов - это только примерная цифра, точное количество неизвестно. В 1950 году население планеты составляло 2,5 млрд, так что война - опять, опять, опять! - по самым скромным подсчетам унесла жизни каждого 40-го жителя планеты! И мировое сознание вновь перевернулось. Теперь не только война стала вселенским злом, не только жизнь каждого человека стала главной ценностью цивилизации, но и появилась идея персональной ответственности, которую ярчайшим образом проявил Нюрнбергский трибунал. Если в Версале главным виновником бойни была названа Германия, за что ее требовалось наказать самой суровой карой, то в Нюрнберге главными виновниками бойни стали конкретные люди, оболванившие народ, отправившие его умирать за "идею" и заставившие этот народ нести коллективное чувство вины за содеянное. Их достаточно было повесить, чтобы зло исчезло.
Мир успокоился. "Не мы такие - жизнь такая". Достаточно уничтожить индивидуального носителя зла - Саддам Хуссейн, Муаммар Каддафи, Усама Бин-Ладен (имя им легион) - и обезглавленное зло будет повержено. В мире возникла иллюзия, что если мы считаем человеческую жизнь величайшей ценностью, то именно к этому должны стремиться все люди во всем мире. Люди, считалось, хороши и праведны сами по себе, и если им раскрыть глаза на чудесные и прекрасные ценности цивилизации, то они с радостью их воспримут. На этом строилась концепция мирового устройства Барака Обамы, отмеченная Нобелевской премией (концепция! не результат!), на этом зиждется сегодняшняя позиция так называемого мирового сообщества, отчаянно не желающего понимать, что зло всесильно, вечно, иными словами, обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Природа человека, принято считать в понятиях ХХ века, это добро, а зло - это внешнее, наносное, чуждое. Мир привык жить в этой иллюзии, особенно имея атомную бомбу, как средство убеждения в исконной природе добра.
Боюсь, что мир (в смысле, его цивилизованная, сытая, ленивая часть, меньше всего желающая, чтобы ее тормошили, требушили и теребонькали) так и не понял, что президент России Владимир Путин покончил со старой парадигмой изначального добра в человеке и не коллективной, а индивидуальной ответственности. Зло персонифицировано в "бункерном деде", и недаром раздаются призывы его уничтожить в святой вере, что вместе с ним уйдет в преисподнюю и зло, буквально, как та игла Кащея, которую главное достать из яйца и сломать. Нет коллективной ответственности, есть индивидуальная - Путин и его присные, это они виноваты в том, что убивают женщин и детей (360-390 детей только погибших за шесть месяцев!), это они виноваты в изуродованных и изнасилованных женщинах Бучи и Ирпеня, это они кастрируют пленных, убивают стариков и нарушают все обещания когда-либо и кому-либо данные. Это не мы. Мы - хорошие.
"Мыхорошие" 20 лет молчали и даже улыбались, потому что нам было хорошо. Я прекрасно помню, как еще в дофейсбучные времена я "сидел" на Форуме Экслера, где россияне с усмешкой и высокомерно относились ко всем остальным нищебродам: нам платят деньги ни за что, а вы там корячитесь по своим заграницам. Мы сидим в офисах и ездим по заграницам, а вы там… Никакие доводы не действовали даже на самых разумных из них. это тогда казалось странным, а сегодня я понимаю, что россиян просто купили. Купили пресловутыми нефтедолларами, купили платой за ничегонеделанье, купили сумасшедшими благами, которых они не заработали ("у вас тут банки плохие и интернет слабый, а вот у нас в Химках!...), купили тем, что Крым оказался "наш", тем, что с Осетией "все не так однозначно", это грузины сами себя бомбили. Купили тем, что "у нас великая страна" - чем она так велика никто не задумался. Снесли мозги победобесием, выдавая за достижение совершенно не представимое количество погибших - гордиться трупами, есть ли что-либо более кощунственное?!
И теперь вдруг - "А мы-то чем виноваты?!" Мы не голосовали за Путина, как будто это не вы своим попустительством создали систему, в которой совершенно неважно, кто и за кого голосует. Мы были против! - против чего и каким образом? Мы протестуем против войны! - и это чудовищное лицемерие, потому что выдавать за протест те несчастные - и честные! - единицы, которых увольняют, штрафуют, сажают, пытают - это неправильно. Именно потому, что их единицы. Считать "хорошими русскими" уехавших после 24 февраля 2022 года - чудовищное лицемерие. Потому что уезжать надо было не в знак протеста против агрессии в Украине, а в знак протеста, что такое вообще возможно.
Вас никто не обвиняет, дорогие "хорошие русские". Вы молодцы. Только вы - за редким исключением - молодцы задним числом. Когда припекло. Когда стало страшно, а не тогда, когда через губу смеялись над тем, сколько на Западе работают и сколько не работают в России за те же деньги, а то и большие. Я могу вас понять, но мне трудно вас принять в качестве "хороших русских".
Поэтому Зеленский бесконечно прав, когда выпустил этого джина из бутылки. История сделала крутой поворот, и теперь вместо индивидуальной ответственности вернулась к эпохе ответственности коллективной. Как бы этого ни хотелось отрицать, кричать и обижаться. Обижайтесь. Смысл от этого не меняется. Сегодня убивают украинцев русские. Неважно, тувинцы, буряты, ЧВК, зэки - русские убивают украинцев. Не Путин. Русские насилуют женщин и убивают детей. Русские расстреливают беженцев на блокпостах. И русские - коллективные русские - свято верят, что все это пропаганда, что "нацики сами себя бомбят", что у нас "высокоточное оружие" и что "мы еще не начинали". Зачем им в Европу? Что им там делать, среди адептов "индивидуальной ответственности"? Индивидуальная ответственность стала удобным убежищем, чтобы откреститься от преступлений своей страны и своего народа: "Это не я!" Это они!" Нет. Это ты. Ты сделал это возможным, значит, коллективная ответственность и на тебе. Мир стал другим, пора это осознать.
И последнее. Все эти жалкие "аргументы" "вам там легко сидя на диване, а попробовали бы вы сидя в автозаке, с палкой от швабры в анусе, со штрафом в тысячи рублей и с отмененными лекциями" (все эти аргументы читал лично). Да. Нам легко, сидя на диване. Потому что вовремя убежали, бросили все, мы спасали детей, чтобы они не рассуждали о натовской пропаганде и подстилках госдепа. Мы раскусили подвох раньше, и в этом не участвовали. И поэтому имеем право судить со стороны. Мы видим больше, чем видите вы, потому что ваше видение - это стремление видеть не собственное отражение, а только чье-то персонифицированное зло. И мы будем вам говорить то, что думаем, потому что говорить то, что думаешь - вообще главное завоевание ХХ века.
Именно поэтому Зеленский прав. Запад должен понять смену эпохи, возврат к коллективной, а не индивидуальной ответственности, потому что война в Украине положила конец прошлой цивилизации. Человеческая жизнь больше не главная ценность, эта эпоха кончилась 24 февраля 2022 года. И с этим теперь надо жить. Жить.
Дополнено, но не исправлено
(вторая часть, опубликованная в блоге автора отдельно)
По реакции на мой предыдущий опус я заметил, что некоторые вещи требуют разъяснения, потому что говорим о разном, понимаем разное, а как известно, любой спор - это спор о терминах. Давайте разберемся, желательно на примерах, так легче воспринимать.
Коллективная ответственность не означает, что всех русских, независимо от национальности, нужно загнать в резервации, концлагеря, расстрелять, нужное подчеркнуть. Поэтому все сравнения с Холокостом (ах, как они напрашиваются! Как соблазнительно все в этом мире сравнивать с миллионами уничтоженных евреев!) - абсолютно неправомерны. Никто русских убивать не собирается, речь идет - всего-то навсего! - об отмене виз, а не об отмене жизни, давайте воспринимать вещи в пропорции и не бросаться словами, как бы этого ни хотелось. И хватит об этом.
Коллективная ответственность - это совсем другое. Поясню на примере, если уж это так сложно для понимания.
Убитая в ходе последней операции пятилетняя палестинская девочка - это и моя ответственность тоже. Не только Лапида, начгенштаба, министра обороны, а и моя как гражданина этой страны. Подумайте, израильтяне, со мной не согласные, как мы говорим и что мы чувствуем, когда речь идет о нашей стране. Мы говорим "мы". Мы победили - не Лапид, не начгенштаба, не министр обороны - мы. Или - не приведи Господь! - мы проиграли, мы ошиблись, мы… И когда нас из-за границы обвиняют в убийстве палестинских детей, обвиняют не премьер-министра, не начгенштаба, не министра обороны - обвиняют скопом весь Израиль. И никого это не удивляет, правда? И мы говорим - "мы", независимо от того, левые мы или правые, поддерживаем нынешнюю власть или нет, "мы" - потому что это наша страна. И мы несем ответственность за ее действия, опять же вне зависимости от наших предпочтений, просто по тому факту, что мы - здесь. Мы.
Может кто-то и в России говорит "мы" об убийстве сотен детей и о прочих ужасах. Не знаю, не видел, может, просто не попадалось, надеюсь. А попадалось "это не мы". Это кто-то там убивает мирное население, а мы против войны.
Тезис о коллективной ответственности - это как раз тезис о том, что не имеет значения, против ты или нет, но ответственность за украинский кошмар несешь и ты, потому что это твоя власть, твоя страна. Это не значит, что тебя надо немедленно вешать на ближайшем фонаре, это значит, что и ты отвечаешь за то, что творится. Все эти "я за него не голосовал!", "это не моя власть!" - извините, но оправдания для бедных. 22 года вы терпели "не вашу власть", а теперь, оказывается, вы не несете никакой ответственности за ее действия? Так не бывает. Не год, не два, не десять - вы терпели, даже не разделяя и даже презирая - эту власть весь XXI век - вдумайтесь! - а теперь вы пытаетесь снять с себя за это ответственность?
Да, сегодня уже преступно призывать выходить на улицы, но еще раз: весь век? И "Рафик ни у чем не уиноуат!"? Нет, дорогие мои. Не получается. Каждый гражданин несет ответственность за действия своего государства, хочет он или нет. И наши ультралевые точно так же несут ответственность за гибель палестинских детей, как наши же ультраправые, никуда не денешься. И я несу. А вы за гибель украинских детей - нет? Удобно. Но неверно.
Все эти обращения к лидерам европейских стран вызваны стремлением внедрить в головы россиян эту простую до невозможности мысль, сказанную ещё в начале прошлого века: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". И если уж нужно для этого визы лишить (не убить, не посадить), то может хоть так до кого-то дойдет, что гражданин ответственен за свою страну. Те, кто от этой ответственности всячески открещивается, в качестве аргумента говорят, мол, есть и среди нас герои. Есть. Но герой - это единица. К сожалению.
Дорогие мои бывшие соотечественники, хватит вам уже жалеть себя. Сегодня ваша страна убивает, сжигает, расстреливает ни в чем не повинных людей, а вы рассуждаете о какой-то мифической "России будущего"? Даже те, кто успел "свалить из страны", занимаются тем, что жалеют себя, не украинцев - себя, потому что им трудно вдали от родины. Потому что это проклятая власть их выдавила из привычного мира. Не потому что эта власть выжгла пятую часть Украины - а за вынужденный выход из зоны комфорта. И это изумляет, если честно. Как изумляет "мировое сообщество", обвиняющее Израиль в убийстве ребенка, но не желающее остановить убийство сотен детей. Вдумайтесь.
Немцы отвечали и отвечают за то, что натворили 80 лет назад, тысячу раз каялись, сделали все возможное, чтобы доказать "мы не такие", и действительно стали не такими. Приняли миллион (!) беженцев из Украины, создав им все условия. А ведь когда-то жители Дахау искренне утверждали, что они понятия не имели, что там творится за колючей проволокой и что это за дым из трубы: "Мы же ни в чем не виноваты! Это все они!" А оказалось… Оказалось, что отвечать придется и мирным бюргерам, которые где-то глубоко внутри были против Гитлера.
Читайте также
Кстати, если уж мы о визах и беженцах. В Германии постепенно отменяют льготы для тех, кто приезжает туда сегодня. Логика проста: если люди бежали от бомбежек, то они бежали первые полгода. Сейчас, так считают, пошла волна тех, кто решил воспользоваться ситуацией и просто свалить в развитую европейскую страну. Ну, а для них совсем другие условия. И это логично, правда, россияне?
Опять много букв получается, но сами виноваты, мне казалось, что эти элементарные вещи всем понятны, а оказывается, даже такой примитив надо объяснять.
И последнее. Тут пишут, что запрет на въезд россиян в Европу толкнет их в объятия Путина. Ну если толкнет, то, значит, не так уж они далеко от него и были. Значит, там им и место.
И совсем последнее. По старой учительской привычке, повторюсь для закрепления материала: отмена виз - это не казнь. Это отмена виз. Но очень хочется сравнить себя с обреченными на гибель евреями, так соблазнительно! А чтобы успокоить совесть, нужно просто обвинить не себя, а тех, кто посмел заявить о коллективной ответственности - и камень с души.
Ну и окончательное. Никто никого на площадь не гонит. Поздно. На мой взгляд, те, кто сегодня молчат, опасаясь репрессий, гораздо честнее и моральнее тех, кто резко отказывается от коллективной ответственности, считая, что они-то уж ни сном, ни духом. Поэтому, знаете, честнее молчать. Никто за это не осудит. А героев всегда единицы.