Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+30+25
Иерусалим
+29+18

Мнения

А
А

Аэропорты, газификация, "кризис" хайтека и цены на хлеб

Из-за муниципалитетов реализация инфраструктурных проектов затягивается и удорожается, становясь важной причиной дороговизны жизни в Израиле.

22.07.2022
Источник:NEWSru.co.il
Фото: Reuters

Спешу "обрадовать" читателей, страдающих от царящего в аэропорту Бен-Гурион хаоса - в августе, особенно во второй его половине, будет хуже, поскольку управление аэропортов все еще не может восстановить разбежавшийся в период пандемии штат, а пассажиропоток достигнет своего пика. Хочется надеяться, что к осенним праздникам ситуация улучшится.

А вот в долгосрочной перспективе надежды на улучшение ситуации в главных воротах страны снова откладываются. Восьмая по счету комиссия по выбору места для вспомогательного международного аэропорта не смогла принять решение и рекомендовала взвесить возможность строительства аэропорта на искусственном острове в Средиземном море. Напомню, что все предыдущие комиссии сходились на том, что строительство возможно или рядом с базой ВВС "Набатим" в Негеве, или рядом с базой "Рамат Давид" в Изреельской долине. С точки зрения экономистов и военных, второй вариант более правильный, однако ему активно сопротивляются органы местной власти в регионе. Вариант с Негевом менее целесообразен экономически и против него выступают военные (в том числе из-за близости к сектору Газы), но поддерживается органами местной власти. После шестой или седьмой по счету комиссии было принято решение продвигать строительство обоих аэропортов параллельно, чтобы окончательно определиться в последний момент. Сейчас в очередной раз все застопорилось, хотя по всем оценкам в ближайшие годы аэропорт Бен-Гурион достигнет пределов своей пропускной способности, а строительство нового аэропорта - дело не быстрое.

Хорошая новость этой недели - пять хайфских заводов подключены к газопроводу и смогут, во-первых, существенно сэкономить на расходах на топливо, а во-вторых, сократить выброс вредных веществ в атмосферу. Еще два завода должны быть подключены на следующей неделе. На этом хорошие новости в данной сфере заканчиваются, поскольку даже с учетом следующей недели, то есть к середине 2022 года, к газовой сети будут подключены 138 заводов и иных объектов из 450, которые планировалось подключить к сети к концу 2020 года. В число этих 138 входят только четыре израильские больницы, хотя газификация больниц позволила бы им высвободить значительные средства на улучшение медицинского обслуживания. И даже заявленная в конце 2020 года цель -подключить к газопроводу 250 заводов к 2025 году - выглядит практически недостижимой.

В связи с этим министерство энергетики объявило о намерении реализовать залоговые средства, внесенные двумя из семи региональных компаний, отвечающих за газификацию. Это, возможно, подтолкнет компании, являющиеся монополистами в своих регионах, ускорить темпы работы, но, к сожалению, проблема заключается далеко не только в них. Во многих случаях подключение заводов к газовой сети тормозят муниципалитет. В частности, подключение семи хайфских заводов застряло на многие месяцы из-за того, что мэрия Хайфы отказывалась разрешить на полтора месяца перекрыть движение по одной из городских улиц, чтобы проложить газопровод на сложном с инфраструктурной точки зрения участке протяженностью 800 метров. В итоге потребовалось вмешательство министерства финансов и региональной комиссии по планированию и застройке, чтобы урегулировать этот вопрос.

Обе приведенные выше новости, про аэропорты и про газ, хорошо иллюстрируют одну из структурных проблем израильской демократии. В отличие от большинства стран мира, архитектура израильской системы управления - двухуровневая, состоящая из государственного и муниципального уровней. В ней не сложился промежуточный региональный уровень. Каждый мэр или глава местного совета - царь и бог в своем населенном пункте, но его, как правило, мало волнуют проблемы соседей, не говоря уже о государственном благе.

В Израиле более 250 муниципальных образований, границы которых нередко проходят по городским улицам. И мало какой заметный инфраструктурный проект остается в пределах одного-двух населенных пунктов. И каждый такой проект каждый муниципалитет пытается рассматривать исключительно с точки зрения своего узкого интереса, как правило - сиюминутного, нередко откровенно шантажируя реализующую проект структуру. В результате реализация таких проектов затягивается и удорожается, становясь важной причиной дороговизны жизни в Израиле. И это касается не только газа или аэропортов. Это транспорт, это системы связи и т.д.

Выдумываем кризис

Как экономическому журналисту мне на этой неделе было стыдно за заголовки, с которыми в израильских СМИ вышли две новости последних дней - об увеличении количества программистов, вставших на учет в государственной службе трудоустройства, и о сокращении количества вакансий программистов по данным ЦСБ.

Особенно отличилось издание "Калькалист", выпустившее статью под заголовком "Кризис в хайтеке: спрос на программистов упал на 7%", после того, как ЦСБ сообщило, что количество вакансий программистов сократилось с 14 тысяч до 13 тысяч. Во-первых, сократился не спрос, а избыток спроса, а во-вторых, как можно говорить о кризисе в ситуации, когда количество открытых ставок, на которые компании не могут найти свободных работников, составляет 6-7% от общего количества ставок программистов на рынке?

Что касается роста на 16,5% количества программистов на учете в госслужбе трудоустройства следует понимать, что речь идет о росте на 300 человек с 1860 человек в апреле до 2170 человек в июне, совпавшем с периодом сокращений в определенных категориях хайтек-компаний. При таких масштабах спроса на программистов на рынке труда можно говорить лишь о незначительной флуктуации.

Кто действительно пострадал от начавшихся сокращений, это работники "нетехнологических" специальностей в хайтеке, в первую очередь - работники отделов продаж и маркетинга, составляющие около 12% занятой в хайтеке рабочей силы. Однако и здесь сложно говорить о кризисе, тем более на фоне новости о том, что количество участников рынка рабочей силы превысило показатель февраля 2020 года.

Не хлебом

И еще о манипуляциях. После того, как две недели назад министр экономики Орна Барбивай сообщила, что цены на базовые виды хлеба вырастут на 20%, межминистерская ценовая комиссия опубликовала итоговые размеры подорожания. В ту же минуту на всех израильских новостных сайтах, включая экономические, появилось сообщение о подорожании хлеба на 36%. Надо отдать должное, некоторые все же написали, что размер подорожания составит ДО 36%. Естественным образом, именно цифры заголовков останутся в памяти населения, даже той его части, которая не поленилась заглянуть в статьи и посмотреть на цены.

На самом деле на 36% подорожают только два из пяти видов хлеба, цены на которые контролируются государством - белый батон, доля которого на рынке из этих пяти видов хлеба составляет менее 1%, и так называемый "стандартный" батон без нарезки, доля которого составляет 11% рынка. Полукилограммовая хала (29% рынка) подорожает на 21%, а нарезанный "стандартный" батон, на который приходится 60% рынка, подорожает на 11%. При этом не следует забывать, что все виды хлеба, цены на которые контролируются государством, составляют не очень большую часть рынка хлебобулочных изделий в Израиле. Однако подорожание пит, которые также являются популярной частью потребительской корзины, прошло в СМИ незамеченным.

К сожалению, одним из следствий такого ажиотажа стала попытка премьер-министра Яира Лапида вмешаться в ситуацию и предотвратить повышение цен на хлеб. Как следствие - два специальных совещания правительства, обращение к торговым сетям с просьбой взять подорожание на себя, позволившее им получить практически бесплатную рекламу в роли Робин Гудов за счет списания разницы в цене хлеба, который будет продан в течение ближайших двух недель, в попытке предотвратить рост расходов средней малообеспеченной семьи на хлеб на 15 шекелей в месяц. И при этом ни одного слова о последовавших с разницей в несколько дней сообщений "Дипломата" и "Хоглы" о повышении цен на свою продукцию. А товары "Дипломата" и "Хоглы" для среднестатистической израильской семьи, особенно малообеспеченной, гораздо важнее "стандартного" хлеба. Эти компании на двоих 85% рынка подгузников и 80% рынка предметов женской гигиены. Кроме того, "Хогла" занимает 53% рынка туалетной бумаги.

Разумеется, правительство не может так легко остановить рост цен на товары, не контролируемые государством (хотя, как показала практика, и с контролируемыми товарами это непросто). Но оно может, при желании, активизировать антимонопольные инструменты и сосредоточить на поднимающих цены компаниях информационную кампанию. Часто этого достаточно, чтобы если не остановить, то по крайней мере смягчить подорожания. И еще один момент. В мае 2022 года межминистерская комиссия пришла к выводу что на рынке хлеба больше нет картеля, и он достаточно децентрализован, чтобы отменить государственный контроль цен. Если бы тогда правительство последовало рекомендации, сейчас оно бы избежало сильной головной боли. Однако министр экономики Орна Барбивай решила иначе.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке