"Работать как будто нет никаких выборов" пообещал сменный глава правительства Яир Лапид, вступив в должность. Намерение более чем похвальное - если его удастся воплотить в жизнь, выиграет и сам Лапид, и, что еще важнее, народ Израиля. Однако надежды на это мало - впереди четыре месяца ожесточенной предвыборной борьбы, и искушение взять в ней верх может оказаться слишком сильным для нового премьера.
Лапид - первый за долгие годы представитель левоцентристского лагеря, возглавивший правительство. Именно ему принадлежит заслуга формирования коалиции, которая управляла государством в течение года, без особых прорывов, но не хуже других. Да, скрепляющим клеем этой идеологически пестрой коалиции был принцип "только не Биби", и все же Яир Лапид был первым, кто смог объединить, пусть и ненадолго, разрозненных противников Нетаниягу. Но есть ли у него шансы сохранить за собой этот пост после выборов?
Несомненный бонус для нового премьера - его активность во внешней политике, которую он не собирается снижать, оставляя за собой пост министра иностранных дел. В ближайшее время Лапид планирует визит в Елисейский дворец, встречу с Байденом, выступление на Генассамблее ООН, возможно - дальнейшее сближение с Саудовской Аравией. Проблема в том, что успехи на международной арене практически не влияют на предпочтения избирателей. Для абсолютного большинства израильтян цена йогурта в ближайшем супере гораздо важнее исторических рукопожатий мировых лидеров. Если правительству Лапида удастся существенно снизить цены на продукты или добиться других наглядных перемен в экономике, победа на выборах ему обеспечена, но, увы, это из области фантастики.
Все остальное еще более спорно. У Лапида есть надежная поддержка в лице левых МЕРЕЦ, "Аводы" и РААМ, однако эти партии, судя по опросам, набирают очень мало мандатов, а то и балансируют на грани электорального барьера. Правда, сама "Еш атид" может вырасти за счет бывших избирателей "Аводы" и МЕРЕЦ, разочарованных в своих представителях. Но все эти факторы, как и явное "полевение" Лапида, и его активные контакты с арабскими депутатами во время каденции Беннета, будут использованы против него конкурирующей стороной. В предстоящие четыре месяца мы постоянно будем слышать о том, что Лапид пляшет под арабскую дудку, отдает Израиль в руки террористов, подрывает безопасность государства и т.п. Каждый теракт или попытка теракта будет представлен как результат провальной политики левого правительства. Угроза появления светско-лево-арабской коалиции повысит избирательную активность правого лагеря и религиозных партий. В этом смысле Лапид, который действительно все больше отдаляется от центра, служит удобной "страшилкой", которой можно пугать избирателей правых и правоцентристских взглядов, - а к ним, как показывают результаты прошлых выборов, относится большинство граждан Израиля.
При этом для "настоящих" левых Лапид недостаточно левый. Критики с противоположной стороны вспомнят ему и нападки на правозащитные организации, и поддержку национального характера государства, и заигрывание с правыми политиками. Не исключено, что, заработав ярлык "левого", Лапид не обретет новых союзников, прежде всего, среди арабов.
Последняя каденция показала арабским избирателям, что их депутаты могут влиять на политическую жизнь Израиля. Массовое голосование арабских граждан - один из шансов Лапида: без поддержки арабских партий он не может рассчитывать на создание коалиции. Но никто не знает, действительно ли арабы в этот раз придут на избирательные участки. А главное - возможное участие в правительстве крупной арабской фракции, которая, несомненно, будет выставлять свои условия и защищать свои интересы, оттолкнет даже умеренных израильтян. Да и самому Лапиду вряд ли хочется войти в историю лидером, которого привели к власти Ахмад Тиби и Айман Уда. Если же он на это готов, то для Израиля лучше, чтобы этого никогда не случилось.
Положение Лапида было бы более уверенным, если бы у лагеря "только не Биби" не было альтернативы. Но она есть. Бени Ганц всю каденцию старательно подчеркивал свою независимость от тандема Беннет - Лапид. Сегодня он представляет политический центр, тяготея влево, но при этом сохраняя прекрасные отношения с ультраортодоксальными лидерами. Ганц единственный позволяет себе до сих пор говорить о широком правительстве национального единства - таким образом отставной генерал дает понять, что рассчитывает на договорное премьерство в любом лагере. Для тех, кто не доверяет Биби и не хочет допускать к власти арабов, Ганц может стать компромиссным выбором, меньшим злом, за которое не так стыдно и не так опасно голосовать. Что до Лапида, то уступить Ганцу для него будет еще более унизительно, чем проиграть Нетаниягу.
Читайте также
И наконец, в ближайшие четыре месяца сменного премьера ждет немало вызовов: развал системы образования, кризис здравоохранения, зарождающийся палаточный протест, новая и, возможно, не последняя волна "короны", никогда не исчезающая угроза со стороны Газы, "Хизбаллы" и Ирана. Каждый просчет правительства неизбежно будет провоцировать поток уничижающей критики. И это лишь известные нам заранее, предсказуемые испытания, а правительство переходного периода наверняка столкнется с тем, чего никак не ожидает.
В такой ситуации оптимальный выход для Лапида - в самом деле сосредоточиться на повседневной работе и полностью игнорировать предвыборную кампанию со всеми ее провокациями и грязными выпадами. Его победа на выборах маловероятна, а тот небольшой шанс, который еще существует, фатально скажется на репутации председателя "Еш атид". И наоборот - неучастие в предвыборных склоках увеличит его популярность. Лапид еще молод, у него все впереди, и его поступки показывают, что как политик он еще недостаточно созрел. Так что сегодня его советники и политтехнологи Лапида должны приготовить ему белое пальто и строго следить, чтобы за четыре месяца к нему не пристало ни пятнышка.