Официальное сирийское информационное агентство САНА рано утром сегодня, 11 мая, сообщило о ракетном ударе Израиля в районе Кафр-Хадар в провинции Кунейтра. Согласно сообщению, пострадавших нет, повреждены только здания.
В ночь с субботы на воскресенье, 8 мая, Сирия сообщила об очередной атаке, но не обвинила в ней Израиль. Две недели назад, 27 апреля, Сирия сообщила об авиаударе, в результате которого погибли четверо сирийских солдат, а всего, согласно отчету Сирийского центра по правам человека, были убиты девять человек, четверо из них - члены проиранской милиция.
Может показаться, что речь идет о привычной в последние годы боевой работе: Израиль продолжает наносить точечные удары, чтобы помешать Ирану перебрасывать оружие "Хизбалле" и укреплять свои позиции в Сирии.
Но на наших глазах ситуация меняется, и причина этого - провалы армии РФ в ходе войны в Украине. Россия перебрасывает войска из Сирии в Украину, ее место занимают проиранские силы, и хрупкий баланс в Сирии резко изменился. Если раньше Россия, исходя из своих интересов, сдерживала Иран в Сирии, и Башар Асад мог лавировать между двумя покровителями, то теперь он превращается в марионетку Тегерана. Некоторые военные эксперты уже говорят о приближающейся войне Ирана и Израиля.
28 апреля президент Сирии Асад назначил нового министра обороны, а через два дня - нового начальника Генштаба. Об этом сообщает Песах Меловани на сайте Israel Defense.
Министром обороны стал генерал-майор Али Бен Махмуд Аббас из суннитской общины, начальником Генштаба - генерал-майор Абдель-Карим Бен Махмуд Ибрагим. Также назначен новый заместитель начальника Генштаба - Мофид Хасан, который занимал должность командира 1-го корпуса. Новый начальник Генштаба и его заместитель - члены алавитской общины.
Новый министр обороны с 2021 года служил заместителем начальника Генштаба, он считается лояльным к Махеру Асаду, брату президента, который известен своей проиранской позицией. Иран поддержал его назначение на этот пост.
Новый начальник Генштаба назначен на должность, которая была не занята с начала 2018 года, поскольку Москва этому препятствовала, по-видимому, с целью укрепления своего контроля над сирийской армией.
Новый министр обороны - смена курса режима?
По мнению комментаторов, следящих за происходящим в Сирии, назначение нового министра обороны знаменует собой новый этап, на котором сирийский режим переходит от близости к России и от ее влияния к Ирану и его влиянию.
Предыдущий министр обороны был известен своей пророссийской позицией, новый министр известен своей поддержкой иранского присутствия в Сирии, и, вероятно, именно поэтому был избран на этот пост.
Предыдущий министр поддержал среди прочего вербовку добровольцев в Сирии, чтобы они в рядах российской армии воевали в Украине, что весьма не понравилось иранцам.
Многие офицеры, особенно на более высоких постах, проявляли лояльность к Тегерану или Москве, причем зачастую получали больше указаний и приказов из российской базы в Хмеймиме или из командного центра Корпуса стражей исламской революции в Сирии, чем от своего прямого сирийского командования.
Читайте также
Возможное влияние войны в Украине на происходящее в Сирии
Следует отметить, что нынешние новые назначения в военной верхушке Сирии были произведены в исключительное время, а не в одну из двух установленных в армии дат, 1 января и 1 июля, как это было принято до сих пор, и не сопровождались другими переменами в правительстве.
Россия занята войной в Украине, и сирийские источники уже указали, что в результате происходит снижение российской активности в Сирии. Этим можно объяснить согласие Москвы на назначение начальника Генштаба сирийской армии, которое откладывалось с 2018 года.
Похоже, на этот раз русские были готовы отказаться от своей позиции и позволить сирийцам наконец назначить нового начальника Генштаба вместе с новым министром обороны.
В результате новой ситуацией, созданной войной в Украине, воспользовались сирийские элементы, которые являются союзниками иранцев во главе с братом президента Махером Асадом.
Они поспешили обеспечить новые назначения, усилив тем самым свое влияние на армию и происходящее в стране. Это касается и политики в отношении Израиля, которую до сих пор в основном диктовал сирийцам Кремль. Так, в ноябре 2021 года специальный представитель президента Путина Алексей Лаврентьев направил послание Дамаску о том, что Москва выступает против "силовых мер", касающихся активности Израиля в Сирии.
Не исключено, что новые назначения будут означать новый этап в поведении сирийского режима, особенно в военной сфере, и в его политике по отношению к Израилю в контексте приписываемых ЦАХАЛу атак на сирийской территории.