Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+29+20
Иерусалим
+27+17

Мнения

А
А

Захер-Мазох как поборник еврейского равноправия

В обществе, где националистические и антиеврейские тенденции набирали силу, он выступает с открыто филосемитскими заявлениями.

13.01.2022
Источник:Хадашот
Фанни фон Пистор и Леопольд Захер-Мазох. Фото: Public Domain

Леопольд фон Захер-Мазох появился на свет в Лемберге (Львове) в 1836 году. Отец его был начальником полиции Королевства Галиции и Лодомерии (и, по слухам, имел еврейские корни), а мать происходила из семьи ректора Львовского университета. "Благодаря моей кормилице украинский язык стал первым, на котором я заговорил", — вспоминал позже Леопольд. Впрочем, основным языком писателя стал немецкий, которым он прекрасно овладел после переезда семьи в Прагу в 1848 году.

Юноша учился в университетах Праги и австрийского Граца. Параллельно с преподавательской деятельностью молодой человек стал писать статьи на исторические темы, а вскоре и художественную прозу. После успеха у читателей романа "Дон Жуан из Коломыи", опубликованного в 1872 году в одном из парижских журналов, Захер-Мазох полностью посвящает себя литературе.

Сюжет одного из самых известных его произведений — повести "Венера в мехах" — перекликается с событиями в личной жизни писателя. Центральный женский характер — Ванда фон Дунаев — списан с подруги Леопольда, начинающей писательницы Фанни фон Пистор.

Девушка обратилась к уже популярному автору под вымышленным именем и титулом баронессы Богданофф с просьбой помочь ей улучшить литературный стиль. В декабре 1869 года фон Захер-Мазох и фон Пистор подписали контракт, по которому он становился ее рабом на шесть месяцев с условием, что женщина будет наряжаться в меха так часто, как это возможно.

Книгу перевели на ведущие мировые языки, из нее сделали пьесу. После появления этого произведения тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной становится весьма выразительной. В 1890 году австрийский психопатолог Рихард фон Крафт-Эбинг (преподававший в том же университете Граца, но Леопольда лично не знавший) вводит в оборот слово "мазохизм", закрепив славу фон Захер-Мазоха как певца "половых извращений".

В 1873 году Леопольд женился на Авроре фон Рюмелин, тоже начавшей писать под псевдонимом …Ванда фон Дунаев. Их отношения тоже напоминают те, о которых идет речь в "Венере в мехах". Непомерные требования жены довели писателя до бедности, вынуждая интенсивно трудиться. Он был весьма плодовитым сочинителем, оставив после себя около 80 повестей, ста рассказов и эссе и восемь драматических произведений. Будучи популярным писателем в немецкоязычном мире, он широко известен и во Франции (где был удостоен ордена Почетного Легиона), и в России.

После официального развода и женитьбы в 1890 году на переводчице Хульде Майстер Леопольд фон Захер-Мазох переезжает с семейством в поместье в местечке Линдхайм неподалеку от Франкфурта-на-Майне. Стареющему автору удается обрести душевное равновесие в новой семье и относительную материальную стабильность.

Но в историю он вошел не только как "отец" мазохизма. Леопольд открыл для немецкой литературы народную жизнь Восточной Европы и с полным правом заслужил звание национального писателя Галиции. Он изучал язык, сказания, обычаи и культуру различных этносов, публиковал сборники польских, еврейских и украинских рассказов. Среди написанных им книг — "Еврейские истории" (Judеngeschichten). Изданный в Лейпциге сборник состоял из двадцати шести историй, описывающих различные стороны еврейской жизни в странах Европы. В 1881 году вышли "Новые еврейские истории".

Прекрасно разбираясь в жизни галицийских евреев, писатель использует в рассказах еврейские слова, демонстрируя знание национальных обычаев на уровне человека, выросшего в еврейской среде. Тон его прозы — дружеский и сочувственный. В рассказе "Пинчев и Минчев" перед нами предстают яркие типажи закоренелых спорщиков-талмудистов: как только они сходятся, тут же затевают нескончаемый спор, по большей части о совершенно ничтожном и незначительном предмете. Несмотря на разность темпераментов (Пинчев горяч и вспыльчив, Минчев — спокоен и уравновешен), они не могут обойтись друг без друга, и когда Минчев умирает, Пинчев переживает его лишь на несколько часов.

В "Сценах из гетто" писатель затрагивает отчасти комичную тему. С изданием эдикта Иосифа II о присвоении евреям фамилий, один изобретательный полицейский на этом разбогател. За щедрое вознаграждение он позволял богатым евреям брать благозвучные фамилии, а бедным давал намеренно оскорбительные.

Герой рассказа "Абе Нахум Вассеркруг" — большой трус, боящийся даже собственной тени, из любви к единственному сыну, отчаянному головорезу, замещает его в чрезвычайно опасном предприятии. Речь идет об освобождении польского шляхтича от осаждающих его со всех сторон крестьян. Выполнив с успехом задуманное, он возвращается с вызволенным паном и снова становится трусливым Абе, хотя для всех знакомых становится героем. В большом рассказе "Новая работа" выведены фигуры шинкаря Абеля Вольфа и его красивой дочери, которая, влюбившись в христианина, решает креститься. Уговоры отца и даже побои не помогают, девушка бежит в монастырь, чтобы подготовиться к предстоящему крещению. Тогда отец подсылает фанатиков, которые убивают ее. Перу писателя также принадлежат "Рассказы о польском гетто" и "Еврейская жизнь в описаниях и изображениях".

Читайте также

Юдофильские настроения писателя побуждают его бороться за равноправие евреев — не столько в многонациональной Австро-Венгерской империи, сколько в Германии. Еще в конце XIX века фон Захер-Мазох считал антисемитизм ядовитым проявлением германского характера. В обществе, где националистические, и — уже — антиеврейские тенденции набирали силу, он выступает с открыто филосемитскими заявлениями, подкрепляя их серией галицийских "еврейских историй". Изображая с неизменной симпатией и теплотой аутентичные нравы восточноевропейских евреев, он не пытается представить ассимиляцию (германизацию) как единственно возможный путь.

Свои последние годы писатель провел в маленьком городке Линдхайм в земле Гессен. Господствовавшие в этих краях антиеврейские чувства он объяснял невежеством местных жителей, веривших в самые нелепые предрассудки. Решение он видит в улучшении системы образования, так, при непосредственном участии Леопольда в земле Гессен были созданы просветительские клубы и библиотеки. Захер-Мазох пытался доказать, что евреи и христиане могут весьма успешно трудиться вместе, что в те времена совсем не казалось очевидным.

Симпатию писателя к еврейскому народу некоторые объясняют весьма своеобразно. Ему импонировала ситуация в традиционной еврейской семье, где от мужчины требовалось быть лишь сведущим в Торе. В остальном же супруг играл пассивную роль, а всем заправляла жена, которая вела хозяйство и думала о заработке. Это женское доминирование отвечало образу мыслей Леопольда фон Захер-Мазоха. Но независимо от причин, побудивших его писать и действовать подобным образом, в памяти он останется не только провозвестником "мазохизма", но и "еврейским" писателем нееврейского происхождения талантливо и правдиво описавшим жизнь современных ему иудеев.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке