Вывод американских войск из Афганистана дает Государству Израиль возможность вступить в "большую игру" c помощью "Моссада". Такое заключение делает аналитик специализированного издания IsraelDefence Ами Рохкас-Домба.
Израильский эксперт лишь скупо говорит о том, что "большая игра" - это название одного из старейших конфликтов в Центральной Азии, в котором важнейшую роль играл Афганистан. Термин "большая игра" ввел в оборот Редьярд Киплинг в своем романе "Ким". Главными действующими лицами в этой игре были Россия и Британия, которые боролись за контроль над Центральной и Южной Азией в XIX-начале XX века.
С расширением военно-политического присутствия России в Средней Азии и на Кавказе в начале XIX века ("бросок на юг") российские интересы в регионе столкнулись с британскими, которые были нацелены на удержание и расширение территории Британской Индии.
Главным козырем в этой игре обе стороны считали Афганистан, который англичане пытались завоевать. Любопытно, что в 1879 году началась вторая англо-афганская война, которую британцы проиграли. А ровно через 100 лет, в 1979 году, Советский Союз тоже начал войну в Афганистане, проигрыш в которой стал катализатором распада Союза. И вот теперь еще одна сверхдержава уходит с этой роковой территории после 20 лет пребывания в стране.
Но израильский эксперт видит в сложившейся ситуации благоприятные возможности. Афганистан граничит с Ираном и, на его взгляд, теоретически может позволить "Моссаду" собирать разведданные, активировать свою агентуру и поддерживать местную оппозицию с близлежащих территорий, как это делается, по оценкам, в Азербайджане, Армении, Турции и Пакистане. На взгляд Ами Рохкас-Домбы, хотя США потерпели неудачу в прямом военном конфликте, но они наладили связи с местным правительством и "Талибаном", что позволило начать мирные переговоры между сторонами.
"Талибан", вероятно, поддерживает связи с Ираном, как легальные, так и нелегальные. Благодаря этому, он знаком с нелегальными путями доступа в страну, которыми, в основном, пользуются контрабандисты. Эти способы также используются и спецслужбами. Тамир Пардо, бывший директор "Моссада", назвал его преступной организацией, действующей по закону. В чем-то он прав. И это касается не только "Моссада", но и всех разведок в мире.
В некоторых случаях нет никакой разницы между инфраструктурой, используемой контрабандистами, перевозящими товары, людей и оружие между странами, и инфраструктурой, используемой разведкой. Иногда она одна и та же.
В случае "Талибана" его знания об Иране и способах доступа к нему и из него, их контакты, местные преступные организации - все это на вес золота для "Моссада". И для ЦРУ тоже. С другой стороны, "Талибану" необходимо оружие, военные технологии, способы отмывания денег и официальный доступ к правительствам по всему миру для защиты своих интересов и интересов Афганистана.
Читайте также
Один из основных источников дохода талибов - наркотики. В основном, опиум и героин. Это - отрасль, которая десятилетиями была движущей силой афганской экономики (даже во времена господства американцев). Как отмечает аналитик, "Моссад" может помогать "Талибану" поддерживать торговлю наркотиками в обмен на разведданные по Ирану и материально-техническую поддержку операций в Иране.
Вполне вероятно, что "Моссад" уже имеет связи с "Талибаном", но Израиль в этом отношении может заручиться и помощью американцев, чтобы наладить более тесные связи с исламистами, помимо отношений с официальным правительством в Кабуле.
Кроме США, он может получить поддержку и других стран, например, Пакистана. Как полагает эксперт, Исламабад станет базой для спецопераций США в Афганистане после вывода вооруженных сил. Эти операции ЦРУ проводит более двух десятилетий. Пакистанская разведка считается одной из самых профессиональных в Центральной Азии. Она принимает участие в "большой игре" еще со времен советско-афганской войны.
Несмотря на вывод армии США из Афганистана, в Пакистане будет развернута активная деятельность ЦРУ. Как полагает Ами Рохкас-Домба, благодаря хорошим связям между Израилем и Соединенными Штатами, "Моссад" сможет рассчитывать на американскую поддержку своей работы в Афганистане, а также на неформальные связи американцев с "Талибаном". Все это, замечает израильский аналитик, оправдано, в том числе целями слежения за иранской ядерной программой.
Оптимизм израильского эксперта понятен. Любой кризис в любой точке мира означает в то же время и новые шансы для спецслужб. Вот только Афганистан является какой-то заколдованной точкой на карте мира, о которую уже обломали зубы спецслужбы Британии, СССР и США. Как ни странно, отличным примером в этом отношении служит американский фильм "Родина", в котором реалистично показан кипящий котел Афганистана, где действуют множество сил. На этот фильм в качестве наглядного пособия сослался и обозреватель "Коммерсанта" Кирилл Кривошеев, который недавно побывал в районе афганской границы.
В статье "Талибан пришел на все границы", посвященной недавнему визиту в Москву представителей катарского офиса движения "Талибан", он заметил, что "боевики готовятся к созданию исламского эмирата". Он также высказал сомнения, что "Талибан" будет мирно взаимодействовать с Москвой. Все больше экспертов считает, что для России назревает угроза новой войны, теперь уже по инициативе афганских радикалов.
На наш взгляд, еще менее вероятно, что исламисты будут сотрудничать с "Моссадом". Другое дело, в чем безусловно прав аналитик IsraelDefence, что с уходом США из Афганистана начнется новый раунд "большой игры" в центральной Азии. Но теперь в нем на правах одного из ключевых игроков выступит еще и Китай, который уже давно соперничает с Вашингтоном за влияние в том же Пакистане.
Однако все эти "большие игры" могут окончиться большой войной, как уже не раз бывало в истории. Как бы уход США из Афганистана не оказался прологом к выводу российских войск из Сирии для их переброски к южным границам России. Тогда Сирия вполне может стать аналогом Афганистана, и "Моссаду" будет чем заняться вблизи от дома.