Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+15+9
Иерусалим
+11+6

Мнения

А
А

Зеэв Ханин: муниципальное послесловие парламентских выборов

22 октября гражданам Израиля предстоит решить, кто будет мэрами их городов и главами районных советов.

08.10.2013
Источник:IzRus
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

22 октября гражданам Израиля предстоит решить, кто будет мэрами их городов и главами районных советов, а также каков будет состав муниципалитетов в их населенных пунктах в ближайшие пять лет.

Муниципальная политика в Израиле интенсивна, но по сравнению с общенациональной, кульминацией которой являются парламентские выборы, несколько периферийна. Вопросы внешней политики и безопасности и прочие главные "водоразделы" общенациональной повестки дня обычно имеют на уровне городов и поселков весьма минорное звучание по сравнению с темами, имеющими прямое отношение к уровню и качеству жизни населения – образование, культуры и спорт, транспорт, качество дорог и городской канализации, местные налоги и стоимость муниципальных услуг и т.п. И потому большинство кандидатов на пост мэра и члены списков, претендующих на места в городских и районных советах, в последние два-три десятилетия все чаще предпочитают позиционировать себя в качестве внепартийных кандидатов "всех горожан". В том числе и с тем, чтобы собрать максимально большую поддержку среди всех организованных и неорганизованных секторально-общинных групп и их лидеров, роль которых в израильской муниципальной политике особенно велика.

В этот раз, однако, муниципальный политический ландшафт выглядит несколько по-иному, и на то есть, как минимум, три важные причины. Во-первых, нынешние выборы в местные органы власти психологически воспринимаются и действительно являются "послесловием" недавних выборов в нынешний Кнессет, и призваны показать, была ли тот уровень поддержки, которую избиратели оказали в январе с.г. коалиционным и оппозиционным партиям – как "старым", так и новым игрокам на политической арене страны, долгосрочной тенденцией, либо преходящим политическим моментом. Для упомянутых новых политических игроков нынешние муниципальные выборы особенно критичны, ибо хорошо известно, что без серьезной муниципальной базы парламентские партии в Израиле не имеют перспективы. И потому по итогам нынешней муниципальной кампании станет ясно, являются ли такие партии, как, например, "Еш Атид", ярким, но одноразовым политическим событием, либо имеют шанс избежать судьбы подобных политических проектов на одну, максимум – две каденции.

Второй момент, – это медленно, но верно идущий в Израиле процесс реформирования политической системы: усилия по более четкому разделению властей, сокращению и "профессионализации" правительства, а также – очевидная тенденция передавать "на места" ряд видов текущей административно-распорядительной деятельности, позволив правительству и Кнессету сосредоточиться на законотворчестве и решении стратегических задач национального значения. Уже в прошлую каденцию целый ряд центральных ведомств, непосредственно обращенных к населению страны (таких, как соцобеспечения, строительства, туризма, и особенно – министерство абсорбции) весьма существенную часть своих проектов стремились реализовать через муниципалитеты, передав им соответствующие полномочия и бюджеты. Понятно, что в свете нынешних серьезных бюджетных сокращений, равно как и политики децентрализации власти и либерализации рынка в целом, роль муниципалитетов в сохранении качества жизни населения должна будет резко вырасти. А с ней – и политический вес, авторитет и возможности их руководителей, которые становятся важнейшим адресом для получения актуальных для населения услуг.

Не случайно, что сложившаяся за последние полвека практика муниципальной деятельности как "трамплина" в высшие сферы политики, сегодня дополнена встречной тенденцией движения политиков национального уровня в сферу местной власти. Похоже, что число руководителей парламентских комиссий и фракций, гендиректоров министерств и госкомпаний, бывших генералов и дипломатов высокого ранга, которые претендуют на посты мэров и председателей региональных советов будет на нынешних муниципальных выборах одним из наибольших за последние два десятилетия.

И третье – грядущие муниципальные выборы станут своеобразным тестом на устойчивость или перспективность официально, либо неофициально сложившихся или складывающихся "широких" партийно-политических блоков. В том числе, лидеров "Аводы" и ультрарелигиозных партий, пытающихся договориться между собой в оппозиции по вопросу выдвижения "альтернативы" социальной политике правительства. Далее, "гражданского блока" левоцентристов из "Еш Атид" и правых религиозных сионистов из "Байт Йехуди". И, что пожалуй, в нынешней политической ситуации важнее всего остального, это вопрос о том, куда пойдет союза двух правоцентристских партий – "Ликуда" и НДИ, во главе с премьер-министром страны Биньямином Нетаниягу и бывшим главой МИД, нынешним председателем парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Авигдором Либерманом. Как известно, их единый список получил большинство голосов на выборах в Кнессет 19-го созыва, что и позволило блоку этих партий "Ликуд-Бейтену" возглавить правительственную коалицию.

Несмотря на этот успех, общий список принес и немалые электоральные потери (на выборах в Кнессет "Ликуд-Бейтену" получил 31 мандат против 42, которые в прежнем парламенте эти партии имели в сумме), в силу чего для многих лидеров и групп интересов в обеих партиях перспективы продолжения их союза находится под большим вопросом, что их лидеры на протяжении прошедших месяцев не раз давали понять.

Расставим все точки над i

С формальной точки зрения, база для подобного объединения действительно существовала. Между "Ликудом" и НДИ, как правило, нет непреодолимых разногласий ни в традиционно наиболее критичных для израильского общества вопросах внешней политики и безопасности, ни в социально-экономической сфере, где обе партии являются сторонниками идеи свободного рынка и либеральной экономики, что умеряется присутствием в каждой из них сильного "социального лобби".

Вероятно, это и было объективным фоном решения Нетаниягу и Либермана оставить в стороне личные властные амбиции, и вопреки тенденции "партийного полиморфизма", характерного для израильской политики последних двух десятилетий, идти на выборы единым блоком. Оба лидера, судя по всему, понимали, что объединение (учитывая, что в израильской политике 1+1 это нередко меньше, чем 2) чревато электоральными потерями, но масштабы эти потерь явно превзошли предположения. Именно поэтому целый ряд видных фигур в "Ликуде" выступили с жесткой критикой Нетаниягу за его союз с Либерманом – несмотря на то, что если верить ряду предвыборных и послевыборных опросов, НДИ сохранил большую часть своего как "русского", так и "обще-израильского" потенциал, который и перешел в объединенный список, в то время как основные потери объединенного списка, вероятно, пришлись на долю Ликуда. А это, в свою очередь, спровоцировало и недовольство среди активистов и избирателей НДИ, по мнению которых они, работая эффективнее и слаженнее своих коллег из Ликуда, сумели принести в общую копилку блока "Ликуд-Бейтену" больше, чем получили взамен.

Но дело не только в этом. Идя на союз с "Ликудом", в НДИ предполагали, что сверхзадача, которую они ставили перед собой в момент создания этой партии в 1999 году – интеграцию политически периферийных групп, и в первую очередь – русскоязычных израильтян в местный властный истеблишмент с "позиции силы" и привнесении русско-еврейских ценностей в израильский национальный дискурс, близка к своему воплощению. Но в нынешнем политическом контексте ситуации реализация этой идеи, по всем признакам, вновь оказалась под вопросом.

Похоже на то, что нынешние муниципальные выборы и расставят "все точки над i". Начнем с того, что если в ряде городов "Ликуд" и НДИ по-прежнему идут на выборы едиными списками, то во многих других местах они уже конкурируют друг с другом – нередко весьма жестко.

Наиболее интересной, в этом смысле, представляется ситуация в периферийных городах развития Негева и севера страны, особенно в тех, где, среди прочих, имеется достаточно высокая концентрация тех групп, за которые в случае нового превращения "Ликуда" и НДИ из союзников в конкурентов между ними вновь развернется основная борьба – "русских" и "сефардов-традиционалистов".

Юг и Север: НДИ против "Ликуда"

В качестве примера того, что в таких местах происходит сегодня, возьмем нынешнюю ситуацию в двух городах периферии – в "южной" Димоне и "северной" Тверии.

В обоих городах имеется противостояние выдвинутых "Ликудом" и НДИ кандидатов, являющихся "фаворитами" местной муниципальной гонки, а также явно ассоциируемых с этими партиями городских списков. Судя по данным опросов общественного мнения, проведенного авторитетным Институтом "Шваким-Панорама", в обоих случаях кандидаты НДИ пока очевидно опережают своих соперников из "Ликуда". Так, в Димоне Эли Бронштейн (НДИ) опережает кандидата от Ликуда Бени Битона (39 против 26,7%). И примерно тот же расклад наблюдается и в рейтинге возглавляемых ими (и сильно оторвавшихся от остальных) списков – почти 16% у НДИ и 11% у "Ликуда".

Роль общинного фактора и здесь оказалась чрезвычайно велика – уровень поддержки Бронштейна среди "русских" жителей Димоны вдесятеро (!) превышает рейтинг его основного конкурента (70,3 против 7,3%). Но и среди "старожилов" (т.е., в массе своей, выходцев из стран Востока), оба соперника идут практически вровень ("Русский" Бронштейн, если верить этим данным, имея в этой категории избирателей 32,1%, даже несколько опережает "марокканца" Битона с его 29,7%).

Бронштейн и Битон, с рейтингом соответственно, 53 и 42%, лидируют (оставляя далеко позади еще двух соискателей поста мэра) и в мнении избирателей о том, кто из кандидатов является наиболее подходящей фигурой в качестве мэра Димоны. Причем этот сравнительной небольшой разрыв между ними приобретает более существенный характер, если учесть, что "положительная разница" позитивного и негативного отношения к ним потенциальных избирателей у кандидата НДИ оказалась почти в 3,5 раза больше, чем у кандидата "Ликуда" (24 против 7%)

Близкая, а по некоторым параметрам – и идентичная ситуация имеет место и в Тверии, где главными кандидатами на пост мэра являются представитель НДИ Йоси Бен-Давид и "Ликуда" – Цион Финиан. По данным Института Рафи Смита, рейтинг этих двух политиков среди избирателей, которые определились со своим выбором, составляет, соответственно, 48 и 35%. Иными словами, и в Димоне, и в Тверии представители партий, еще формально входящих в правящий блок, пока переигрывают своих соперников, с некоторым перевесом в пользу кандидатов от НДИ, причем, если верить данным упомянутого опроса Рафи Смита, этот разрыв имеет тенденцию к росту.

Не следует, однако, забывать, что как и в других случаях, итог выборов в конечном счете, решат "неопределившиеся" пока со своим выбором избиратели. И потому, главный вопрос этой кампании – останутся ли они, как и во время выборов в Кнессет, "сидеть на заборе", или соперничество НДИ и "Ликуда" в упомянутых и сходных по социальной и политической структуре городах, создаст необходимую электоральную динамику, которая приведет этих людей на избирательные участки?

Как бы то ни было, хотя до завершения муниципальной кампании еще далеко, и итоги выборов в различных городах страны могут принести нам немало сюрпризов, первые выводы можно сделать уже сегодня. Первое: главными соперниками за муниципальную власть за пределами центра страны и "большой Хайфы" являются нынешние союзники по правящему блоку "Ликуд–Бейтену". Второе: городской политический ландшафт как и в прошлом, более, чем что-либо еще, определяют союзы и противоречия между группами общинно-секторальных интересов. И третье: мнения об постепенном уходе "репатриантской темы" как одного из важнейших факторов израильской политики и потере интереса избирателей к "русской партии с израильским акцентом", пока – как минимум, в районах ее традиционного влияния – явно не соответствуют действительности.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке