Биньямин Нетаниягу известен тем, что не слишком серьезно относится к собственным обещаниям, даже зафиксированным на бумаге. Тем не менее, вновь и вновь он требует от своих "естественных партнеров" подписывать документ под названием "Декларация лояльности."
Некоторое время назад премьер обратился к руководителям ультраортодоксальных партий с требованием подписать эту декларацию, в которой они обязуются не вести коалиционных переговоров в обход "Ликуда". Ожидаемо подписались Арье Дери (ШАС) и Яаков Лицман с Моше Гафни ("Яадут ха-Тора"). Хотя декларация не имеет какой-либо реальной силы, но все равно это пусть слабая, но зацепка: обе партии обещали не переметнуться к Гидеону Саару, если тот обойдет Нетаниягу на выборах.
Неожиданную (или все же ожидаемую?) строптивость проявил глава партии религиозных сионистов Бецалель Смотрич, отказавшись подписывать этот странный документ. При этом Смотрич уклончиво заявил, что его партия войдет в правительство, которое будет уважать ее идеалы. Дело за малым, как говорится, осталось пройти электоральный барьер.
Опытнейший политик Нетаниягу прекрасно понимает, что такая бумага не имеет не только юридической, но и вообще какой-либо силы. Сам он, как мы знаем, спокойно относится к зафиксированным на бумаге обещаниям, раздает их легко и непринужденно, и так же легко и непринужденно их нарушает. Так что он не может не понимать, что и ШАС, и "Яхадут ха-Тора" моментально кинутся к тому, кто пообещает не покушаться на их привилегии, не попытается заставить их избирателей вести себя как все граждане страны, а не как граждане государства в государстве, и кто будет исправно платить по первому требованию в обмен на истинную лояльность, а не на филькину грамоту.
В этом плане крайне показательно поведение Мансура Аббаса, лидера партии РААМ, к которому, видимо от отчаяния, обратился Нетаниягу. Правда, сам премьер во всех интервью, которые он щедро раздает израильским телеканалам, утверждает, что не пойдет вместе с Аббасом, заявляет, что не будет опираться на того, кто выступает против сионизма. Но мало ли что можно сказать в интервью? Потом можно будет любое нарушение обещаний объяснить политической и исторической необходимостью, чему мы не раз были свидетелями.
Читайте также
Что же касается соперников премьера, то в преддверии выборов мы вновь наблюдаем картину, для которой привычно находим банальное, но верное определение: лебедь, рак и щука. Вместо того, чтобы объединяться, каждый из лидеров пытается тянуть одеяло на себя, используя еще одно банальное сравнение. При этом, что бы ни заявляли Гидеон Саар ("Тиква хадаша") и Нафтали Беннет ("Ямина"), всем понятно, что они призовут в коалицию все тех же Дери и Лицмана с Гафни, и ситуация останется прежней: ради сохранения единства такого союза ультраортодоксы будут получать все, что потребуют.
В свое время лидер партии "Наш дом Израиль" Авигдор Либерман призвал лидеров "Тиква хадаша", "Еш атид" и "Ямина" объединиться для создания светского либерального правительства без ультраортодоксальных партий. И это вполне реально, если посмотреть на политическую карту Израиля в преддверии очередных выборов. Если, конечно, хотеть объединиться.
Пока же Саар и Беннет клянутся, что не войдут в коалицию под руководством Лапида. Лидер "Еш атид" сделал ответный ход. Как пишет политический обозреватель "Едиот ахронот" Сима Кадмон, "Лапид умеет удивлять": уже на следующий день после этих заявлений лидер "Еш атид" встретился с лидером НДИ. Как отмечает Кадмон, "Лапид таким образом направил лидерам "Тиква хадаша" и "Ямина" послание: вы не единственные игроки на этом поле. Да и открытая поддержка со стороны Либермана тоже еще никому не мешала".
Разные опросы общественного мнения предоставляют разные данные, тем не менее, если партии противников Нетаниягу все же решат объединиться, то в составе будущей коалиции может быть и больше 61 мандата. Для этого нужно только желание сделать Израиль светским, составить коалицию и правительство без харедим. Ибо пока Нетаниягу остается премьером, Дери и Лицману беспокоиться не о чем. А вот если ему придется покинуть резиденцию на Бальфур - ситуация может коренным образом измениться.
Речь идет о смене власти. Нетаниягу (не "Ликуд", а именно Нетаниягу) ставит своей целью любой ценой задержаться в кресле премьера еще на какой-то срок. Ультраортодоксов вполне устраивает нынешнее положение. Но главный вопрос, который необходимо решить на ближайших выборах - это возвращение доверия к власти. На нынешних выборах нет привычного противостояния "левые-правые". Во главе угла - необходимость реальных реформ, спасение - именно спасение - экономики страны, выход из кризиса. Уникальность нынешних выборов - и это хорошо бы понять всем участникам - не в заботах о личных амбициях, а в понимании, что надо что-то делать. Делать, а не разглагольствовать.
Но, повторим, для этого необходима воля. Пока, как отмечают аналитики, только Авигдор Либерман и его партия упорно отказывались от коалиции с ультраортодоксами, так что последовательная позиция в этом вопросе должна дать свои плоды.
Хочется надеяться, что мы находимся на пороге коренных изменений в политическом раскладе. Хочется думать, что появится, наконец, жизнеспособное работающее правительство. Хочется верить, что это возможно.