Будет ли мир избавлен от иранской ядерной бомбы? Вернется ли Вашингтон к плану двух государств для двух народов? Признают ли США Голаны за Израилем? Как в итоге сложатся отношения Байдена с Нетаниягу? И какова вообще будет американская внешняя политика?
Это лишь часть из длинного списка вопросов, которыми задаются аналитики на протяжении уже более полугода. Наконец, гадание на кофейной гуще, основанное то на числе евреев в госдепартаменте, то на количестве бывших сотрудников Обамы в нынешней администрации, то на пожеланиях самих политологов, кажется, почти закончилось.
Ведущий научный сотрудник Института политики и стратегии при Герцлийском междисциплинарном центре Уди Эвенталь опубликовал обзор с выводами стратегической группы по вопросам внешней политики и безопасности.
Отчет подготовлен на основе анализа речи Байдена, посвященной внешней политики, в начале февраля в госдепартаменте. Основные положения отчета получили подтверждение после выступления Байдена на Мюнхенской конференции по безопасности.
Израильский эксперт указывает на следующие основные моменты, которые мы приводим с некоторыми комментариями.
"Главный посыл - Соединенные Штаты возвращаются к глобальному лидерству и считают дипломатию ключевым инструментом в этом процессе", - отмечает Уди Эвенталь.
Однако США не могут решить проблемы в одиночку. Им требуются совместные действия, в первую очередь со своими традиционными союзниками. Это означает восстановление связей с ближайшими соседями - Канадой и Мексикой, а также с крупнейшими европейскими странами - Великобританией, Францией, Германией. В этом смысле к числу важнейших решений новой администрации относится замораживание вывода американских войск из Германии.
Также требуют восстановления отношения с традиционными азиатскими партнерами - Японией и Южной Кореей, и Австралией. "Необходимо восстановить союзы, которыми мы пренебрегали в последние годы. Альянсы - вот наш главный актив", - подчеркнул Байден.
Понятно, что для восстановления лидерства нужно в первую очередь быть готовыми отвечать на глобальные вызовы, к которым Байден отнес пандемии, климатический кризис, распространение ядерного оружия.
К числу серьезных угроз Байден отнес также Китай и Россию. При этом Китай признан «самым серьезным конкурентом», чьи негативные действия США будут решительно сдерживать. Как прямо заявил Байден, США не будут мириться с претензиями Китая на мировое лидерство. Байден также высказал претензии к России, требуя немедленного и безоговорочного освобождения лидера российской оппозиции Алексея Навального и выражая протест по поводу подавления свободы и демократии.
Читайте также
Место Ближнего Востока на карте Байдена
Каково же место ближневосточного региона и особенно Израиля в этом геополитическом раскладе?
Чрезвычайно интересным, по мнению эксперта, являются те акценты, которые администрация расставила по поводу региона. Из неотложных проблем Байден отметил лишь цель положить конец войне в Йемене и помощь Саудовской Аравии в защите от иранских сил. Не менее важен тот факт, что, говоря о внешней политике, Байден не упомянул ни Иран, ни Израиль, ни даже палестинцев.
Израильский эксперт делает из этого позитивные выводы. Он полагает, что администрация не будет форсировать возобновление политического процесса между Израилем и палестинцами, шансы которых на успех в нынешних условиях в любом случае невелики.
Что касается Иерусалима, то факт, что президент не упомянул об Израиле, является крайне негативным. Это не случайно и означает, что США не потерпит помех для возврата на дипломатический путь в отношении Ирана.
По мнению эксперта, Израиль не должен в настоящий момент пытаться оказывать давление на США, даже в столь чувствительной области как иранская ядерная программа.
Напомним, что администрация Байдена объявила о решении снять с Ирана ряд санкций, введенных предыдущим президентом Дональдом Трампом. Ранее госдепартамент заявил, что США готовы присоединиться к переговорам о возобновлении "ядерной сделки".
Похоже, что заявление Байдена было скорее призвано создать дымовую завесу: одной из ближайших целей его политики является как раз Ближний Восток, где он постарается добиться успеха. Иначе трудно объяснить одновременность двух недавних событий, состоявшихся 18 февраля: телефонный звонок Байдена Нетаниягу и совместное заявление госсекретаря США и министров иностранных дел Франции, Германии и Великобритании по иранской ядерной программе.
Европейские страны и Соединенные Штаты отметили необходимость поддержания режима ядерного нераспространения и гарантий, что Иран никогда не сможет разработать ядерное оружие. Европейская тройка и США подтвердили общую цель - возвращение Ирана к соблюдению его обязательств по "ядерной сделке". Госсекретарь Блинкен подчеркнул, что США готовы участвовать в обсуждении с Ираном этой темы.
Европейцы и американцы также выразили общую обеспокоенность недавними действиями Ирана по производству урана, которые являются ключевым шагом в разработке ядерного оружия.
Очевидно также, что долгожданный разговор Байдена с Нетаниягу, в котором, как сообщается, «два лидера отметили свои давние личные связи, иранскую угрозу и региональные вызовы, и договорились о продолжении диалога» был посвящен главным образом тому, чтобы Израиль не препятствовал срыву иранской сделки. О намерении любыми средствами остановить иранскую ядерную угрозу недавно открыто заявил начальник генштаба Авив Кохави.
Можно заранее сказать, что, несмотря на рекомендации экспертов, Нетаниягу будет продолжать стремиться к срыву иранской сделки, в том числе, в целях своей предвыборной кампании.
Проблема в том, что Байден фактически также является заложником своей победы на выборах. Он должен что-то предъявить американскому народу. Очевидно, что ни победить эпидемию, ни резко улучшить ситуацию с климатом, ни обуздать Китай или Россию ему в ближайшее время не удастся. Так что единственная надежда в краткосрочной перспективе только на какие-то успехи в сделке с Ираном.