Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

После Трампа: Эрдоган и новая администрация США

С уходом Дональда Трампа из Белого дома режим особого благоприятствования для Эрдогана может закончиться.

06.02.2021
Источник:Новости недели
Фото: Getty Images / Alexis Mitas

После неожиданной победы Дональда Трампа в 2016 году многие страны лихорадочно пытались определить, чего им стоит ждать от нового президента. В Турции тогда пришли к выводу, что изоляционизм, проповедуемый Трампом, пойдет Анкаре на пользу и развяжет ей руки. Эти ожидания оправдались: Вашингтон фактически предоставил карт-бланш Турции на агрессию и экспансию в регионе.

Сегодня положение дел может измениться. В Белом доме - новый президент, а высокопоставленные чиновники в Госдепе, как Джеймс Джеффри и Джоэль Райберн, сторонники Турции, уходят со своих постов. Правила игры в отношении Анкары могут быть пересмотрены.

На протяжении четырех лет вызывающее и бесцеремонное поведение Эрдогана оставалось "незамеченным". Охранники президента избивали участников протестов во время визита турецкого президента в Вашингтон, Турция оккупировала курдские города на сирийской территории, угрожала Греции и Кипру - партнерам НАТО, рекрутировала боевиков из числа сирийских беженцев для военных действий в Армении и Ливии, с помпой приглашала главарей ХАМАСа и даже угрожала американским подразделениям в Сирии. Сегодня в Анкаре опасаются, что новая администрация не станет закрывать глаза на "турецкие шалости", и Эрдоган уже ведет себя намного менее агрессивно и бесцеремонно.

На протяжении двух десятилетий Турция прошла путь от страны, ориентирующейся на либеральные европейские ценности, к открытой автократии. Сегодня это - самая большая в мире тюрьма для журналистов. Во внешней политике до 2016 года Турция воздерживалась от прямых конфликтов с соседями, искала пути примирения с курдским меньшинством в собственной стране и Арменией, сотрудничала с Израилем в том, что касалось Сирии.

С приходом Трампа все изменилось. Эрдоган уже не стеснялся демонстрировать авторитарные замашки, открыто арестовывал журналистов, пытался отменить неудобные для себя результаты выборов и провоцировал конфликты практически со всеми своими соседями. Чтобы добиться расположения новой администрации, турецкий лидер задействовал своих лоббистов в Вашингтоне и добился приглашения в Белый дом в 2017 году. Он был настолько уверен в себе, что его охранники избили нескольких участников демонстрации возле посольства Турции - беспрецедентный случай в истории США.

Уверовав в свою безнаказанность, Эрдоган перешел к открытым репрессиям против противников своего режима в Турции. В стране начались повальные аресты инакомыслящих, которых обвиняли в "терроризме" и "планах по свержению правительства". Сочувствовавшие Эрдогану люди в окружении президента Трампа распространяли истории о "глубинном государстве" в США, которое, как и в Турции, стремится подорвать власть законной администрации.

Референдум в Турции наделил Эрдогана еще большей властью. Сперва он оказывал воздействие на Трампа посредством советника по национальной безопасности Майкла Флинна, а потом уже установил с ним прямой контакт. Позднее, новый советник по национальной безопасности США Джон Болтон расскажет, что в Белом доме беспрекословно выполнялись все требования турецкого правителя, в том числе, требование закрыть дело против крупного государственного турецкого банка Halkbank, замешанного в коррупции.

В январе 2018 года Турция начала рекрутировать сирийских повстанцев для борьбы с курдами в Сирии. Затем турецкая армия при поддержке марионеточных сирийских формирования вторглась в Сирию, захватила курдский Африн и устроила там этнические чистки, что привело к массовому исходу сотен тысяч людей. Люди пропадали без вести, множество женщин были похищены и отправлены в секретные тюрьмы - об их судьбе до сих пор ничего не известно.

Разрушение Африна стало первым шагом на пути сведения счетов с курдами. Эрдоган понял: поддержка Трампа настолько безраздельна, что он может расправиться даже с союзниками США - Сирийскими демократическими силами, основной костяк которых составляли курды, сражавшиеся с ИГИЛ. При поддержке Госдепа, стремившегося унизить и ослабить Пентагон, Турция в ультимативной форме потребовала от США вывести войска из Восточной Сирии. Никогда до этого страна - партнер по НАТО не позволяла себе напрямую угрожать Америке, но Эрдоган не сомневался, что Трамп выполнит его предписания. Зная об антииранских настроениях в Белом доме и враждебности к курсу Барака Обамы, турки преподнесли свою акцию, как "завершение эпохи Обамы".

Читайте также

Это не мешало Эрдогану сотрудничать с Тегераном и Москвой, у которой он приобрел С-400. Вместе с этими странами Турция последовательно вытесняла США из Сирии и Ближнего Востока в целом. При этом в Анкаре лицемерно заявляли, что Турция - оплот Запада против российской и иранской экспансии. Трампа Эрдоган убеждал, что он успешно "позаботится" об ИГИЛе, и США нет нужды тратить средства на содержание своей армии в Сирии. Это не мешало туркам вполне успешно сотрудничать с ИГИЛ, позволяя данной группировке перебрасывать своих боевиков в Идлиб, где действовали поддерживаемые Турцией экстремисты.

В конечном счете, вытеснив США из Северной Сирии в октябре 2019 года, Турция способствовала укреплению в этой стране режима Асада, России и Ирана. Все это сопровождалось варварскими этническими чистками курдского населения на северо-востоке Сирии.

Анкара вела себя все более вызывающим образом. В 2020 году дважды турецкие лидеры с почестями встречали главарей ХАМАСа. Эрдоган снял со своих постов 60 мэров из оппозиционных партий; общественные деятели и журналисты демонстративно приговаривались к тюремным заключениям в несколько десятков лет за "подрывную деятельность". Турция безнаказанно третировала Грецию, вторгаясь в ее воздушное пространство, угрожая греческим кораблям и открывая границы для сирийских беженцев. В нарушение международных запретов Эрдоган перебрасывал сирийских боевиков в Ливию, а этой осенью подтолкнул Азербайджан к войне с Арменией, жертвой которой стали тысячи людей. Множество курдов и армян был убиты, казнены и похищены. Анкара не побоялась вступить в конфронтацию и с Францией, подстрекая к террору радикальные элементы в мусульманской общине. Израиль Эрдоган регулярно сравнивает с нацистской Германией и угрожает "освободить Иерусалим от израильской оккупации".

Все это осуществлялось при негласной поддержке Вашингтона, что представляет собой серьезное отклонение от сколько-нибудь взвешенного стратегического курса. США даже не согласовывали свои действия с союзниками - Великобританией, Францией и Израилем. В своем стремлении разрушить "наследие Обамы", руководители Госдепа обрекли на уничтожение собственных союзников в лице Сирийских демократических сил, что было вопиющей ошибкой, не говоря уже о моральной стороне вопроса. Они действительно наивно уверовали, что Турция стремится сбалансировать влияние России (словно "холодная война" все еще продолжалась), ослабить ИГИЛ и помочь США сдержать иранскую экспансию. Курды были помехой в этой большой "геополитической игре", и они, не задумываясь, отдали их на растерзание своим турецким "союзникам". Курды "сделали свое дело", и теперь должны были уйти с дороги.

Таким образом, американская администрация последовательно устраняла все препятствия на пути Эрдогана, позволяя ему последовательно реализовывать свои цели. По сути, это стало предательством Америкой своих ближайших и надежных союзников. Более того, приказывая американскому военному командованию в Сирии уничтожить оборонительные сооружения курдов на границе с Турцией, Белый дом заявил, что это необходимо, дабы заверить Анкару в миролюбии Сирийских демократических сил. Американские военные не знали, что Трамп был уже готов подчиниться требованиям Эрдогана и вывести войска из Северной Сирии. Последовавшие вслед за этим этнические чистки курдов и христиан вызвали возмущение в мире, и еще больше ослабили позиции США, поскольку Сирийские демократические силы вынуждены были просить помощи у режима Асада, России и Ирана.

В действительности главная цель Турция заключалась в уничтожении курдов и разделе Сирии вместе с Россией и Ираном. Менее всего Эрдоган собирался учитывать интересы США. В Вашингтоне наивно верили, что смогут спровоцировать конфликт между Турцией и Россией. Вместо этого их бездарная политика привела к тому, что обе страны укрепили своих позиции на Ближнем Востоке, сумели договориться между собой и поделить сферы влияния. А Турция вдобавок приобрела еще и российские С-400. Нечто подобное произошло и на Кавказе, где каждая из стран извлекла политические выгоды из кровопролитной войны: турки упрочили свое влияние, и русские укрепились на Южном Кавказе в качестве миротворцев.

Теперь, после прихода к власти новой администрации, в Анкаре понимают, что отныне карт-бланш вряд ли получат, и резко сменили тон. Здесь уже готовы пойти на сближение со всеми теми, кого недавно третировали: Грецией, Францией, Израилем, Кипром и т.д. Для сотен тысяч людей на Ближнем Востоке и Кавказе, а также в самой Турции годы правления Трампа стали кошмаром, который они вряд ли забудут. Скорее всего, эра безраздельного попустительства амбициям Эрдогана подходит к концу. Однако результаты этой политики будут отражаться на судьбе региона еще долгое время, если вообще обратимы. Сотрудничество с авторитарным и агрессивным режимом подорвало доверие к США и лишило Америку влияния. Теперь нам остается ждать и наблюдать, насколько новая администрация сумеет выработать адекватный и последовательный курс на Ближнем Востоке.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке