Еврейская автономная область - самый вероятный кандидат на упразднение среди субъектов РФ. Сегодня это единственная автономия, которая не поменяла статус, как Чукотка, и не вошла в состав более крупного региона, как Коми-Пермяцкий округ. Давно говорится, что существование субъекта с постоянно сокращающимся 158-тысячным населением не имеет экономического смысла. А евреи составляют менее 1% жителей области.
Он такой один
Тем не менее в сентябре 2020 г. объявлено об обновлении 14 автобусных остановок в Биробиджане. Русские названия продублируют на идиш - вся затея обойдется около 30 млн рублей. Выходит, более 2 лямов на остановку, чтобы, как говорят в администрации, "подчеркнуть уникальный еврейский колорит области". С той же целью несколько лет назад в городе начали дублировать на идиш названия улиц на новых вывесках с номерами домов. Хотя на идиш почти никто в области не говорит: еврейское население, по данным переписи 2010 г., составило 1628 человек, из которых владение древним языком указали меньше сотни. Даже если считать, что с членами семьи других национальностей евреев наберется тысячи три, то на звание еврейской автономии может претендовать любой крупный город в России.
Денег на колорит не жалко, хотя в 2019 г. область провела отопительный сезон только благодаря помощи Москвы. Дотации и так составляют половину в 12-миллиардном бюджете области, в немалой доле кормящем управленческие структуры. Если еврейскую автономию включат в состав Хабаровского края, в Биробиджане не останется областной администрации и десятков управлений федеральных ведомств - от прокуратуры до лесхоза.
Миграционная убыль в 2015-2018 гг. составила более 7 тыс. жителей. Но это не значит, что столько народу уехало - и все. При высокой текучке уезжают в основном молодые, а их место занимают пенсионеры из Якутска или Магадана, где жизнь значительно дороже. В 2013 г. власти запустили программу привлечения в ЕАО соотечественников, проживающих за рубежом, по которой приехал, как писали, один-единственный еврей. И даже местные чиновники заговорили, что упразднение будет логичным. Например, через еврейскую автономию проходит Транссиб, и все связанные с ним структуры зачем-то держат в Биробиджане отдельное представительство.
Однако не все так грустно и однозначно. Кимкано-Сутарский горно-обогатительного комбинат (ГОК) начал добывать более 4 млн т железной руды. Если наконец построят мост через Амур между Россией и Китаем, есть надежды на оживление торговли. До пограничного перехода от столицы автономии два часа езды. А к еврейской культуре в Биробиджане стали проявлять внимание не только сами евреи. Одни говорят, что прямо влюблены в идиш, а другие - что надеются ездить по миру по линии международных еврейских организаций, которые приветствуют такой интерес.
Таки нет
Говорят, история автономии началась еще при царях, когда в черте оседлости плотность еврейского населения стала взрывоопасной. А попытки переселять евреев на Украину и платить им для этого подъемные вызвали неудовольствие местных. А где недовольные, там погром. После революции куцее население современной ЕАО едва ли не полностью переселилось в Китай, не ожидая от красных ничего хорошего. И Биробиджан стал столицей первого в мире еврейского национального образования за 17 лет до провозглашения Государства Израиль.
Читайте также
Да, много межнациональных браков. Но ожидать, что к нам хлынет толпа еврейских переселенцев глупо: у нас плохой климат, мало работы, средняя зарплата в десять раз ниже израильской.
Советская власть, учреждавшая еврейскую автономию в 1931 г., убивала нескольких зайцев. Во-первых, набирались очки в глазах мировой общественности. Пожертвования на обустройство проекта пошли со всего мира - аналогов ведь не было нигде, а в Палестине при британском мандате на одного еврейского поселенца приходилось 20 мусульман. К удивлению большевиков, на станцию Тихонькая (из нее впоследствии вырос Биробиджан) приехали иммигранты из Аргентины, Литвы, Франции, Германии, США, Польши и самой Палестины. Во-вторых, еврейские погромы времен Гражданской войны и голод конца 1920-х не позволяли обустроить автономию где-нибудь под Пензой. Правда, территории на реке Бир были малозаселены и оказались в центре советско-китайского конфликта 1929 года. После оккупации японцами Маньчжурии два года спустя перед СССР встала перспектива вовсе лишиться владений на Дальнем Востоке.
Советская пропаганда сообщала, что в Биробиджан устремились десятки тысяч евреев. О том, что 60-80% в течение года уезжали либо восвояси, либо в Шанхай, помалкивали. Единственным промышленным предприятием стал Тунгусский лесозавод, в Сутаре мыли золотишко, плюс через область проходил Транссиб. К 1935 г. евреев в области набралось почти четверть населения (14 тыс. чел.) - это максимум за всю историю. Были еврейские колхозы и еврейские классы в школах. Жизнь сладкой не была: в войну на фронт отправились 11 тыс. биробиджанцев, 7 тыс. погибли. Среди местного партактива нашлось несколько сподвижников Льва Троцкого, и начались чистки. А в ноябре 1948-го Сталин закрыл все семитские учреждения в стране: в Биробиджане исчезли еврейский театр, отдел еврейской истории в местном музее, изъяты из библиотеки книги на еврейском языке.
Население ЕАО было обречено на убыль с первыми волнами эмиграции в Израиль. Говорят, из Биробиджана стартовало со всеми пожитками по 200 человек в день. Но с Дальнего Востока уезжало не больше людей, чем из Москвы или Петербурга. Численность российских евреев после распада СССР сократилась с 680 до 230 тыс. человек, что является рекордом среди всех народов страны.
В Биробиджане так и не появилось ничего похожего ни на Иерусалим, ни на Жмеринку. У вокзала гостей встречает новодельная менора, центральная улица носит имя Шолом-Алейхема, а у памятника скрипачу любит встречаться молодежь. В остальном внешность Биробиджана - как у типичного российского города-"провинциала". В Еврейке, как местные называют область, цены на манер московских, но по социально-экономическому развитию - последнее, 85-е место среди субъектов РФ.
СМИ рассказывали, как еврейская общественность Биробиджана недавно отметила Лаг ба-Омер. В городском парке прошел концерт, раввин Биробиджана зажег праздничный костер. Показательно, что угощением стал таджикский плов с кошерным еврейским мясом, который готовили на глазах зрителей народные мастера из мусульманской общины. А семитская организация "Фрейд" содержит благотворительную столовую, где ежедневно питаются полсотни малоимущих горожан. Это завидный пример межэтнического мира.
- У меня есть несколько знакомых евреев, которые во время переписи сказались русскими, - говорит бывший житель Биробиджана Ольга Соколова. - Зачем, они сами не могут внятно объяснить. Да, много межнациональных браков. Но ожидать, что к нам хлынет толпа еврейских переселенцев глупо: у нас плохой климат, мало работы, средняя зарплата в десять раз ниже израильской. Но власти проводят все эти праздники еврейской культуры, чтобы просить деньги у зарубежных спонсоров-семитов. На самом деле из еврейского своеобразия в повседневной жизни прижилось только словечко "таки да", которое употребляют все биробиджанцы. И кошерная водка - конкретный продукт слияния двух культур: "Хасидская", "Шаббатная".
Тихая и толерантная ЕАО летом 2012 г. неожиданно обрушилась на актера Валерия Золотухина, который, побывав в Биробиджане, назвал область "искусственным советским образованием". Хотя писатель Илья Эренбург, вовсе именовавший ее "гетто", воспринимается здесь без душевного надрыва. Вот и в далеком Кремле гадают, как аукнется в Биробиджане, если все-таки автономию решат упразднить. Отдать власть над ней Хабаровску, где больше полугода гремят протесты в защиту арестованного губернатора Фургала? Но не будет ли это тушением огня при помощи бензина? И не разумнее ли просто немного подождать, даже если переименование остановки стоит как новая квартира.