Радость по поводу избрания Байдена, восьмая годовщина ликвидации полевого командира Ахмада Джабари, плохая погода, короткое замыкание… Какой бы ни была причина последнего обстрела Израиля, он снова напомнил о том, что Газа остается Газой - непреходящей и плохо контролируемой угрозой. Президент Трамп многое сделал для еврейского государства, но мы не успели воспользоваться его правлением, чтобы раз и навсегда решить проблему ХАМАСа и управляемого им анклава. Впрочем, скорее всего никто и не хотел ее решать. ХАМАСу жизненно необходимо иметь под боком «сионистское образование», чтобы оправдывать свое существование, но и Израиль, точнее, его нынешнее руководство, извлекает определенную выгоду из того, что рядом находится осиное гнездо под названием сектор Газа.
ХАМАСу нужно держать под контролем население и получать финансирование от спонсоров террора, и чем меньше этих спонсоров, тем более активные действия требуются от боевиков, чтобы оправдать вложенные в них деньги. Сейчас, когда на смену Сирии и Катару приходят Турция и Иран, ХАМАСу нужно оправдать возлагаемые на него надежды. К открытому противостоянию движение не готово, но время от времени запускать по «оккупантам» ракеты и делать вид, что это ошибка, - тоже выгодная тактика.
С другой стороны, опасность ХАМАСа близка и очевидна всем жителям нашей страны, в отличие от далекой и пока еще теоретической угрозы Ирана. А опасность - это мощный рычаг для привлечения на свою сторону общественного мнения и голосов избирателей.
У Нетаниягу сегодня есть сразу две веские причины нуждаться в голосах и симпатиях общественности - это предстоящие, по всей вероятности, уже весной новые досрочные выборы и еще более близкий судебный процесс. Несмотря на все старания, премьеру не удалось завоевать титул победителя коронавируса; даже если эпидемия сойдет на нет, сама собой или с помощью вакцины, это будет не его заслуга. Скорее, наоборот, Биби вменят в вину бестолковые действия правительства против «короны» и манипулирование карантинными мерами.
Во всех предвыборных кампаниях последних лет Нетаниягу апеллировал к стабильному состоянию экономики, которая уверенно развивалась при его правлении. Но ковид смешал и эти карты; даже если Израиль выберется из кризиса со сравнительно небольшими потерями, премьеру это не поможет. Десятки тысяч безработных и разорившихся предпринимателей вряд ли захотят спасать его от отставки и тюрьмы.
Самый крупный успех, которое глава правительства старается представить своим личным достижением, - «соглашение Авраама», заключение мирных договоров с арабскими странами. Но это событие мирового масштаба сегодня не слишком волнует израильтян - им важнее, что они будут есть и как их будут лечить, если они заболеют. Кроме того, правые круги недовольны тем, что ради этих соглашений заморожено распространение суверенитета на Иудею и Самарию. От Байдена ждут, что он будет давить на правительство Израиля, добиваясь возобновления переговоров с палестинцами. Биби будет трудно противостоять этому давлению и придется еще труднее, если он уступит. В этом случае правый избиратель дружно уйдет к Беннету.
Читайте также
Таким образом, у Нетаниягу остается всего один мощный козырь - террористическая угроза. И здесь к его услугам ХАМАС, хоть и ослабленный, но по-прежнему агрессивный и располагающий ракетами, способными поразить цели практически по всей стране. Новый виток эскалации сплотит народ Израиля вокруг правительства и отодвинет на задний план вопросы экономики, здравоохранения и коррупции, не говоря уж о таких «мелочах», как суд над премьер-министром.
Власти Газы через египетских посредников транслируют израильской стороне, что не хотят воевать, но это может быть лишь отговоркой, чтобы впоследствии обвинить в развязывании противостояния еврейское государство. Мы уже не раз слышали заявления о «случайных» обстрелах, которые лишь доказывают, что ракетные установки террористов постоянно нацелены на Израиль.
Кроме того, хамасовские политики не готовы признать, что они не контролируют другие группировки Газы и даже собственное боевое крыло "Бригад аль-Касама". Возможно, именно поэтому они придерживаются версии «технической ошибки». На деле же любая группа способна развязать столкновение, не согласуя его с местной властью. Это особенно реально в свете усиления в Газе «Исламского джихада» и ИГ, а также растущих военных амбиций Турции.
Да, Газа находится в отчаянном положении из-за стремительно растущего числа зараженных коронавирусом, но и этот кризис может стать поводом начать войну и отвлечь внимание населения от насущных проблем. Кроме того, это лишняя возможность напомнить всему миру о страданиях палестинского народа.
Таким образом, любая случайно или намеренно прилетевшая из Газы ракета способна спровоцировать крупную военную операцию - все зависит от реакции Израиля. Нетаниягу при этом почти ничем не рискует: арабские страны, заключившие с нами соглашение, не особо благоволят к ХАМАСу, а умеренный Байден вряд ли будет вводить против Израиля санкции или сокращать военную помощь. Единственное огорчение для Биби: война поднимет рейтинг министра обороны Бени Ганца. Недаром тот делает жесткие заявления в связи с недавними обстрелами и обещает новую, более эффективную тактику ведения боевых действий.
Но Ганц зря надеется вернуть себе популярность на поле боя. Обострение обычно вызывает сдвиг общественных настроений вправо, что окончательно лишает его шанса противостоять Нетаниягу на ближайших выборах. Кроме того, за последние годы ни одна операция в Газе не была признана успешной, и «шишки» за ее недостатки, как всегда, будут сыпаться на министра обороны.
Нельзя утверждать, что нас непременно ждет новая война с ХАМАСом. Но сама возможность такой войны, подкрепляемая «случайными» ракетами, позволяет главе правительства чувствовать себя увереннее на фоне всех провалов и просчетов последнего года. Поэтому при правлении Нетаниягу проблема Газы вряд ли будет решена.