С одной стороны, уходящий Трамп, который еще сохраняет свое влияние, с другой - Байден, который уже пытается ввести свою повестку дня.
Одна из реалий, к которой Израилю придется приспосабливаться во время администрации Байдена, заключается в том, что Барак Обама, вероятно, будет играть роль, официально или неформально, советника по национальной безопасности. Это означает, что Израилю необходимо начинать переговоры с членами будущей администрации Байдена, а не пытаться сорвать куш в последние дни президентского срока Трампа, чтобы достичь целей, которые не примет новоизбранный президент.
Доктор Мордехай Кейдар из центра им. Бегина-Садата (бывший высокопоставленный сотрудник военной разведки) в последнем обзоре анализирует ситуацию "междуцарствия" и те идеи, которые циркулируют сегодня в различных кругах Иерусалима.
Одна из таких идей заключается в том, что Израилю следует воспользоваться оставшимся временем президентства Трампа для расширения своего суверенитета на часть Западного берега. Это будет зеркальным отражением подхода Барака Обамы, который в переходный период ухода из Белого дома в декабре 2016 года поддержал полностью антиизраильскую резолюцию 2334 Совета Безопасности ООН, отвергнув просьбу избранного президента Трампа не делать этого.
По мнению доктора Кейдара, распространение суверенитета Израиля на части Западного берега в течение ближайших двух месяцев без согласования с будущей администрацией Байдена может оказаться настолько угрожающим, что новое руководство США может даже поставить под сомнение прежние договоренности. Более того, попытка введения суверенитета может привести к санкциям США против Израиля.
Израиль должен осознать тот факт, что сегодняшняя Демократическая партия уже не та, что была восемь лет назад. В некотором смысле она стала более леворадикальной, этот процесс обострился в ходе правления Трампа и продолжался на протяжении его четырехлетнего срока. Пропалестинские, антиизраильские позиции возобладали во многих демократических округах. Уже раздаются голоса, предлагающие вернуть посольство США из Иерусалима в Тель-Авив.
Но самая сложная проблема в случае попытки ввести суверенитет будет касаться ОАЭ, Бахрейна и Судана, а также (косвенно) Саудовской Аравии. Эти страны будут рассматривать такую попытку Израиля как обман, потому что предлогом для нормализации отношений с Иерусалимом стало согласие Израиля на неопределенный срок отложить утверждение суверенитета на Западном берегу.
Если Израиль ответит на проигрыш Трампа отказом от своего обязательства не вводить суверенитет, новые друзья Иерусалима почувствуют, что он их предал. Это сработает против интересов Израиля.
На взгляд доктора Кейдара, "для Израиля гораздо эффективнее использовать промежуточный период до прихода Байдена к власти для переговоров с лидерами ОАЭ, Бахрейна, Судана, Саудовской Аравии и Египта "о совместном блоке" перед лицом новой администрации США.
Этот блок мог бы выступить единым фронтом по ряду ключевых вопросов. В отношении Ирана: не допустить возвращения к ядерной сделке, не снимать санкции и не позволять Тегерану вмешиваться в дела других стран.
Эта коалиция может в конечном итоге дать или не дать Израилю молчаливое одобрение на распространение суверенитета в некоторых частях Западного берега, но Иерусалим не должен приступать к реализации любого плана без предварительной координации с этими странами. Договоренности с новыми союзниками Израиля в арабском и мусульманском мире выглядит даже важнее, чем координация с новой администрацией Байдена.
Читайте также
В течение следующих двух месяцев Израиль может поощрять поиск решения проблемы палестинской автономии. После того, как приход к власти ХАМАСа разделил палестинское общество, никакого приемлемого решения, по мнению аналитика, пока нет.
В то же время относительно Палестинской администрации, которая в своем нынешнем формате окончательно исчерпала себя, стоит вернуться к плану создания Объединенных палестинских Эмиратов, отмечает доктор Кейдар. Согласно этой идее территория Западного берега может быть разделена на семь отдельных независимых районов со своим самоуправлением: Дженин, Наблус, Тулькарм, Калькилия, Рамалла, Иерихон и арабская часть Хеврона, каждый из которых и так находится под неформальным контролем местных кланов.
Выступив перед новой администрацией Байдена единым фронтом, Израиль и его союзники в арабском мире окажутся в значительно более выгодном положении.
Если этот альянс будет действовать на Ближнем Востоке, как активная группа, к нему могут присоединиться другие арабские и исламские государства, заинтересованные в таком союзе - Ирак, Марокко, Оман, Кувейт, Мавритания, Чад и Нигер. Как полагает доктор Кейдар, по мере роста альянса его политический вес может "возрасти в глазах администрации Байдена, и все государства-члены получат выгоду - как от их внутреннего сотрудничества, так и от их способности предстать единым блоком перед американской администрацией".
Является ли этот план утопией? На взгляд аналитика - нет. Ведь всего год назад Израиль и не мечтал о нормализации отношений с ОАЭ, Бахрейном и Суданом.