Арабские страны буквально выстроились в очередь, чтобы подписать мирное соглашение с Израилем, не ставя ему условий и даже не упоминая о решении палестинского вопроса.
Оказалось, что существуют вещи, ради которых можно забыть многолетнюю непримиримую вражду, забыть три категорических нет, о которых в свое время заявили страны ЛАГ: "нет признанию Израиля, нет переговорам с Израилем, нет миру с Израилем". Одним из первых "договор Авраама" заключил Судан, где и был подписан этот программный документ. Эта страна считалась вражеской, и ЦАХАЛ даже бомбил ее несколько раз. Но теперь все смешалось на Ближнем Востоке, и бывшие враги стали если не друзьями, то по меньшей мере союзниками.
Причина проста: впервые за много лет интересы еврейского государства и арабского мира совпали - у них появились общие враги, реальные, а не идейные. Те, против которых дружить не удобно, а жизненно необходимо. Это напоминает фантастические фильмы, где непримиримые противники объединяются против инопланетного вторжения, которое грозит уничтожить Землю.
Эти перемены застали врасплох миротворцев всех мастей, и в первую очередь израильских левых. Все привыкли, что заключение мира - прерогатива политиков левого лагеря, а тут у истоков соглашений стоят самый правый израильских руководителей Нетаниягу и ненавидимый международной демократической общественностью республиканец Трамп. Все понимают, что и Трампу, да и Биби, "договор Авраама" поможет на выборах, и никто не скрывает, что это и есть одна из главных целей создания ближневосточного альянса.
Больше всего в регионе боятся смены власти в Белом доме и воцарения там Байдена. Удивительно, но факт: бывшие враги на другом континенте объединяются, чтобы добиться нужного им результата на выборах в США, потому что опасность действительно реальна.
Турецкий лидер Эрдоган явно "теряет берега", и это делает еще более угрожающими его амбиции восстановить Османскую империю и возглавить мир ислама. Еще несколько лет назад над его напыщенными речами посмеивались, но сегодня ясно, что он не остановится. Пока Европа размышляет, как успокоить недавнего союзника и партнера по НАТО, ближайшие соседи готовятся к любому повороту событий.
Турция все активнее поддерживает радикальных исламистов по всему миру и в этом отношении уже догоняет Иран. Тегеран, со своей стороны, почти открыто строит новые заводы по обогащению урана. Пока у него не хватает ресурсов для создания ядерной бомбы, но ситуация может измениться, если в Белом доме сменится власть.
От кандидата от демократической партии ждут, что он возобновит ядерную сделку, отменит санкции, введенные Трампом, и ограничит поставку оружия своим союзникам в регионе. Для ОАЭ, саудовцев и других суннитских монархий это самый страшный кошмар, который вполне способен стать явью. Израиль напуган меньше других - мы много лет живем под тенью иранской бомбы. Для арабских стран Тегеран стал реальной угрозой только в последние годы в связи с его активизацией в Сирии и Ираке, попытками изнутри расшатать политическую ситуацию в нефтяных монархиях и построением в регионе шиитского полумесяца. Оказалось, что невозможно отсидеться в стороне, когда рядом разгорается пожар, - рано или поздно твой дом тоже загорится.
Как ни парадоксально, у истоков нынешних соглашений стоит бывший президент США Барак Обама. Именно при нем Иран обрел уверенность в своей безнаказанности и начал угрожать соседям. При нем начался новый виток ядерных исследований и вторжение в Сирию. Никто в регионе не хочет, чтобы ситуация повторилась.
Прежде Израиль заключал мирные договоры для спокойствия на своих границах, и они обходились нам дорого. Сегодня жертвы не так велики, хотя от суверенитета над Иудеей и Самарией придется отказаться на неопределенное время. Разумеется, арабские страны не будут за нас воевать, но само существование такого альянса поможет ограничить амбиции наших врагов. В Иерусалиме откровенно не хотят возвращения в Белый дом демократов. Восемь лет правления Обамы были самыми холодными за всю историю отношений Израиля и США, и нет гарантии, что с Байденом они будут теплее.
У "договора Авраама" есть и весомая финансовая сторона. Помимо очевидных выгод от экономического сотрудничества, регион рассчитывает на деньги, обещанные Трампом, так что есть еще одна причина желать победы нынешнему президенту. Это внушает надежду, что происходящее - не вынужденное объединение врагов, а тенденция к сближению народов, которые хотят жить в мире, стремятся к процветанию, а не к экспансии, и готовы ради этого вместе противостоять силам злобы и агрессии. Посреди всеобщего мирового безумия и растерянности возникает островок здравого смысла, который всем на удивление строят "агрессор" Израиль и мусульманские теократии.
Читайте также
Вполне возможно, что это всего лишь иллюзия, и "соглашения Авраама" не продержатся долго, либо останутся на бумаге. Слишком поспешно они заключаются, слишком много вопросов и неясностей возникает по ходу дела, слишком много на них завязано политических интересов, не имеющих отношения к миру, безопасности и благу народов. Любое неожиданное событие, например, смена власти у наших новых союзников (вспомним Египет и "Братьев-мусульман"), может перевернуть ситуацию, и Израиль снова останется один в окружении врагов, которых, возможно, станет даже больше. Президент Трамп, на чье переизбрание мы так рассчитываем, никогда не скрывал, что хочет все наладить, всех "подружить" и уйти с Ближнего Востока. Что будет, если он осуществит эти планы, неизвестно.
Политические союзы вообще нестойкая вещь, ведь когда-то мы сотрудничали с нашим главным ненавистником Ираном, а совсем недавно - с Турцией. Возможно, у нового Ближнего Востока в запасе всего несколько лет или даже месяцев. Но даже этот зыбкий шанс нельзя упустить.