Раввин из Нью-Йорка Авраам Бронштейн постарался объяснить в статье, опубликованной в "ХаАрец", почему ультраортодоксальные евреи Америки в подавляющем большинстве поддерживают Дональда Трампа.
Автор ссылается на конфликт между двумя известными и противоречивыми фигурами: Хеши Тишлером, лидером протестного движения ультраортодоксального Бруклина (против введения коронавирусных ограничений) и Шломо Рекницем, всемирно известным филантропом-ультраортодоксом, магнатом, финансирующим дома престарелых.
По мнению Бронштейна, невзирая на диаметральную противоположность позиций Тишлера и Рекница, их объединяет общий тревожный посыл, указывающий на тенденцию к дальнейшей изоляции ультраортодоксальной общины США.
Чтобы понять, о чем речь, надо начать с инцидента, который способствовал попаданию имени Тишлера в многочисленные газетные заголовки. Он обвинил своего соплеменника, ультраортодоксального журналиста Якоба Корнблуха, ни больше ни меньше, "в стукачестве и предательстве" (Корнблух рассказал, что в ультраортоксальной среде растет число инфицируемых во многом из-за пренебрежения правилами безопасности, в том числе, отказом носить маски, а также из-за массовых скоплений в синагогах).
Не исключено, что жизни Корнблуха угрожает реальная опасность, поскольку Тишлер и его сторонники заклеймили его, как предателя, словом "мосер": это понятие означает человека, который донес на общину местным властям и, стало быть, заслуживает наказания (в прежние времена таких людей казнили).
Ну а после того, как Тишлера задержала полиция, ярость толпы, желающей наказания журналиста, умножилась. А тут уж до насилия рукой подать.
"Большинство современных раввинских авторитетов считает, - пишет Бронштейн, - что определение "мосер" давно стало анахронизмом: извечный запрет сообщать о преступлениях, совершенных другим евреем, властям нееврейского происхождения - безусловно, неприменим в Америке, где действуют разумные нормы и правила и соблюдается верховенство закона. По мнению этих же раввинов, в Америке исключены опасения, что в случае, если еврей совершит преступление, это может послужить искрой для разжигания пламени антисемитской ненависти, государственным поощрением к еврейским погромам".
Но у Тишлера и его сторонников, судя по всему, иная точка зрения: скорее всего, они не видят большой разницы между нынешней Америкой и царской Россией, где подобные казусы встречались сплошь и рядом; поэтому столь безапелляционен и резок тон выступлений Тишлера, когда он говорит о дискриминации со стороны мэра Нью-Йорка Билла де Блазио и губернатора Эндрю Куомо (после того, как был издан приказ о закрытии школ и ограничении посещаемости синагог до 10 человек). Более того, Тишлер во всеуслышание заявил, что усилия, предпринимаемые властями по соблюдению правил гигиены и безопасности в ультраортодоксальных кварталах, мотивированы антисемитизмом, а не соображениями общественного здравоохранения. Он также утверждает, что американские власти враждебно настроены по отношению к евреям, поэтому община должна прибегнуть к самообороне, попутно отсеивая коллаборационистов.
Читайте также
Рекниц, как утверждает Бронштейн, выступил от лица "молчаливого большинства" своей общины, дав серьезный отпор разбушевавшемуся активисту, представив его, как "самозванного лидера, жаждущего власти, подстрекателя и демагога", который угрожает здоровью общества, напрямую разжигая антисемитизм, в особенности, в тот момент, когда подстрекает толпу, выкрикивающую непристойности в адрес властей.
Однако, по иронии судьбы, отмечает Бронштейн, "несмотря на столь агрессивные возражения Тишлеру, Рекниц (родившийся и выросший в Лос-Анджелесе) повторяет его основную точку зрения: евреи никогда не должны чувствовать себя в Америке как дома. Демонстрации в Бруклине и несоблюдение правил социального дистанцирования в период COVID-19, а также отказ от ношения масок, вызовут всплеск антисемитизма (который является врожденным или "естественным" для неевреев) и гнев "хозяев" Америки, и "они" будут видеть "нас" как гостей, нарушающих правила гостеприимства".
Вывод, который делает Рекниц, пугает Бронштейна, поскольку Рекниц подчеркивает: "Это - не наша страна. Здесь мы просто гости, и спустя более тысячи лет у нас, наконец-то, появилось право жить в стране без тесных еврейских гетто". По словам Бронштейна, примечателен и тот факт, что Рекниц отнюдь не утверждает, что Корнблух - не "мосер", а переводит стрелки на Тишлера, допуская, что именно от него исходит серьезная опасность.
Напротив, раввин Йосеф-Дов Соловейчик, один из крупнейших еврейских мыслителей XX века, лидеров ортодоксального еврейства США, полагал, что в условиях американской жизни сама идея "мосера" неприемлема; по его мнению, она реальна тогда, когда есть отдельно существующие "мы" и отдельно существующие "они", что исключает существующая в Америке ситуация - здесь нет "их", а есть только "мы" в различных вариантах. Соловейчик твердо верил в способность американской демократии учитывать разнообразие своих граждан, и его мнение сегодня совпадает с мнением тех, кто проводит и защищает "политику идентичности".
Другими словами, Бронштейн, ссылаясь на различные авторитеты, пытается доказать, что в условиях американской демократии одинаково порочен и подход Тишлера, и подход Рекница, поскольку и тот и другой, невзирая на различие позиций, декларируют отчуждение ультраортодоксальной обшины от контекста проживания, тогда как на самом деле существующая демократия предполагает полный отказ от маргинальности любой группы населения.
Но и это еще не все. Опираясь на вышесказанное, Бронштейн неожиданно перебрасывает мостик к Трампу, комментируя его знаменитую и заезженную пластинку: "Одна нация, один народ, ходящий под одним Богом, приветствует один флаг". Раввин усматривает в этом лозунге серьезное противоречие с реальной позицией американского президента.
"Хотя на первый взгляд говорится о единстве, на самом деле поздразумевается некая исключительность и дифференциация людей с различным жизненным опытом и судьбой за плечами. Это попытка Трампа обратиться к широкой публике с призывом: либо вы с ним и его сторонниками, либо вряд ли можете считать себя полноценным американцем".
Чтобы подкрепить данное умозаключение конкретными фактами, Бронштейн ссылается на акции протеста, организованные Тишлером. Именно там, дескать, толпа вовсю поддерживала Трампа, и на знаменах и плакатах протестующих красовался лозунг, используемый Трампом еще с кампании 2016 года - Make America Great Again, "Вернем Америке былое величие". По словам Бронштейна, неудивительно, что, несмотря на массовую оппозицию конфронтационному движению Тишлера, ультраортодоксальная община подавляющим большинством голосов проголосует за Трампа 3 ноября (около 74 процентов, согласно недавнему опросу).
При этом автор публикации приходит к выводу, что Трамп считает евреев чужаками в Америке. А чем иным, вопрошает он, объяснить тот факт, что, выступая перед американо-еврейской аудиторией, он называет Биньямина Нетаниягу "ваш премьер-министр", а Израиль - "вашей страной".
По мнению Бронштейна, в своих речах на национальную тему Трамп, похоже, подражает другим этнонационалистическим лидерам, которыми он восхищается, таким как Владимир Путин или Виктор Орбан, которые могут клясться, что никогда не дадут своих евреев в обиду, но отнюдь не как "настоящих" русских или венгров. Он также подчеркивает, как подстрекательство Тишлера и реакция Рекница придают ускорение динамике отчуждения от других американских общин, а также отравляет отношения с евреями, придерживающимися другой точки зрения.
"Помните, как Дэвид Фридман писал в свое время, что сторонники либеральной сионистской организации J-Street "хуже капо"? - пишет Бронштейн. - Затем Трамп назначил Фридмана послом США в Израиле. Президент копирует язык Фридмана, называя евреев, голосующих за демократов, "нелояльными".
Но чем дольше американское общество раздирают межобщинные конфликты, тем больше ситуация в Америке схожа - исторически - с той, когда еврейской общине действительно приходилось защищаться от угрозы мосера".