В современном мире немало подобных локальных конфликтов, тлеющих длительное время, но потом втягивающих в себя мировые державы.
Аналитики "ХаАрец" Аншель Пфеффер и Цви Барэль пытаются разобраться в ситуации.
Азербайджан - стратегический союзник Израиля?
Аншель Пфеффер полагает, что нынешний виток обострения конфликта между Азербайджаном и Арменией из-за непризнанной Нагорно-Карабахской республики отличается от предыдущих заметной ролью Израиля. Официально Иерусалим не поддерживает ни одну из воюющих сторон, имея дипломатические отношения с обоими государствами и не делая никаких заявлений. Но на практике его экономические и военные связи с Азербайджаном делают его одним из главным "теневых игроков" конфликта. Экспорт израильского оружия в Азербайджан оценивается в миллиарды долларов, и очередная партия вооружения была поставлена незадолго до начала обострения, став поводом для отзыва из Тель-Авива посла Армении "для консультаций".
Хотя израильские дроны, позволившие обеспечить Азербайджану перевес в воздухе, постоянно упоминаются в СМИ, но суть дела вовсе не в обычной поставке вооружений. Это является лишь частью "военного альянса", в рамках которого Азербайджан используется, как плацдарм для разведывательных действий против Ирана. Каспийская нефть является одним их основных источников энергоресурсов Израиля, да и светский характер Азербайджана, страны с мусульманском населением, имеет немалое значение. Все это вместе делает Азербайджан ценным стратегическом союзником Израиля.
Периферийная ось - Израиль, Турция, Иран
Турция является одним из главных "моторов" нынешнего обострения, хотя и опровергает сообщения, что она участвует в военных действиях. Тем не менее, становится все больше косвенных и прямых доказательств ее вмешательства. Начиная с того, что ее самолеты участвуют в боевых действиях и вплоть до отправки на фронт сирийских боевиков из протурецких формирований.
Таким образом, впервые за долгое время Израиль оказался на одной стороне с Турцией. В израильском разведывательном сообществе до сих пор идут споры по поводу того, является ли ухудшение отношений с Турцией временным, произошедшим только из-за Эрдогана, или это длительный сдвиг.
Хотя в нынешней ситуации Иран является одним из главных сторонников позиции Армении по Нагорному Карабаху, Тегеран и Анкара долгое время успешно сотрудничают в Сирии. Аншель Пфеффер напоминает, что "на протяжении десятилетий Турция и Иран были союзниками Израиля в регионе. Затем этот "периферийный блок" был разрушен, но в политике все меняется. Теперь Израиль как никогда близок к прозападному альянсу арабских стран, в который входят ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет.
По мнению, Пфеффера, "поставки оружия в Азербайджан и обострение конфликта в Нагорном Карабахе - это напоминание о том, что "периферийный союз" возможно реанимировать".
Кавказский узел
Цви Барэль напоминает о тяжелом и неоднозначном историческом фоне конфликта. Нынешнее обострение между Арменией и Азербайджаном - это еще один виток войны, которая продолжается более трех десятилетий. Нагорный Карабах являлся автономной областью Азербайджана, но с распадом Советского Союза здесь была провозглашена независимость. В ходе кровавой войны Армении и Азербайджана за контроль над Нагорным Карабахом более 30 000 человек были убиты и около 1 миллиона изгнаны из своих домов. Только в 1994 году при посредничестве России было достигнуто прекращение огня, при этом Армения установила контроль не только над Нагорным Карабахом, но еще над семью районами вокруг него. С тех пор конфликт вспыхивал неоднократно.
Территории в обмен на мир
Читайте также
- Корпус стражей исламской революции угрожает России
- По ту сторону хребта. Как Южный Кавказ разворачивается от России к Ближнему Востоку
- Угроза терактов: предостережение от поездок в Турцию, Марокко и не только
- "Как оказалось, что самые большие пропагандисты российских телеканалов - армяне?"
- Армения готова признать Нагорный Карабах территорией Азербайджана
По мнению Цви Барэля, существует сходство между карабахским и палестино-израильским конфликтом. Армянское правительство стремится изменить демографическую ситуацию в районе Карабаха. Новым иммигрантам выделяют земельные участки и субсидии на строительство. Азербайджан называет эти районы "оккупированными", но для Армении это "освобожденные территории", а люди, которые приезжают туда, "возвращаются на родину".
Новый армянский лидер Никол Пашинян сначала казался заинтересованным в мирном урегулировании по известной формуле "территории в обмен на мир". Но в связи с внутриполитической борьбой был вынужден занять более жесткую и агрессивную линию.
Матрица конфликтов
Вряд ли очередное столкновение на Кавказе могло привлечь внимание всего мира, особенно в период пандемии, если бы там не сошлись противоречивые интересы ряда региональных и мировых держав.
Турция издавна рассматривает Азербайджан как часть своей сферы влияния, куда входят мусульманские страны в Центральной Азии и на Кавказе, такие как Туркменистан, Азербайджан и Казахстан, которые имеют близость с культурой и историей тюркских народов. Кроме того, существует исторический конфликт между турками и армянами, приведший к геноциду армян в 1915г.
Одним из ключевых в конфликте является российский фактор. Россия, союзник Турции в Сирии и ее соперник на ливийском фронте, проводит двуличную политику в отношении Азербайджана и Армении. С одной стороны, она подписывает оборонный пакт с Арменией, которая также входит в Евразийский экономический союз, а с другой - ведет тесное военное и экономическое сотрудничество с Азербайджаном. Москва пытается вовлечь Азербайджан в экономический союз, который Баку на данный момент отверг в пользу союза с Западом и Китаем.
Однако в нынешнем конфликте президент России Владимир Путин пока предпочитает занять позицию стороннего наблюдателя и ограничивается присоединением к международным призывам о прекращении огня. Заявления Москвы почти идентичны заявлениям Вашингтона, который несколько лет назад дистанцировался от прямого участия в этом конфликте.
"Черный сад" мировой политики
С точки зрения как израильских, так и мировых аналитиков трудно ожидать, что новый конфликт приведет к окончательному соглашению по проблеме Нагорного Карабаха. Не случайно известный английский специалист по этому конфликту Томас де Ваал назвал свою книгу "Черный сад: Армения и Азербайджан между войной и миром". Явные и тайные интересы слишком многих держав сошлись в этой небольшой точке. При том, что такие ключевые игроки, могущие повлиять на ситуацию, как, например, ЕС или США, не имеют для этого либо реальных рычагов (ЕС), либо желания (США).
Добавим, что конфликт в Нагорном Карабахе отражает общую картину в мире, где существовало и существует множество подобных конфликтов: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Донбасс, Косово, Босния и Герцеговина, Палестина и др. Этот процесс связан с крахом идеи национального государства, которое попытались возродить в XX веке с помощью идеологии.
Если же говорить о государственных границах, на чье установление и направлены все названные и неназванные конфликты, здесь до сих пор действует своя идеология: по известному выражению Бисмарка их чертят "железом и кровью".