Израиль долго не решался вводить новый локдаун. Мрачные экономические прогнозы затмевали панические призывы медиков, политические соображения перевешивали статистику минздрава. Правительство медлило до последнего, прежде чем закрыть страну на праздники. В итоге введенные меры уже не работает: количество больных и безработных растет одновременно. Все больше районов и городов получают "красный" статус, больничная система на грани коллапса.
Что мешало ввести карантинные ограничения в июле или в августе, во время школьных каникул, и стабилизировать ситуацию до начала учебного года, осенних праздников и сезона обычного гриппа? Но уж лучше поздно, чем никогда.
Лучше ли? Нынешний карантин называют более мягким по сравнению с первым, и в этой "мягкости" очень мало здравого смысла. Оставленные послабления призваны не спасти экономику, а успокоить население (или его отдельные группы) и больше напоминают отверстия для выпуска пара. Никакой логикой не объяснить, почему нельзя пойти на пляж, но можно - на демонстрацию, из каких соображений запрещено отмечать свадьбу, но разрешено - бар-мицву. И раз уж можно ввести ограничения на количество людей в синагогах, то почему нельзя сделать то же самое в ресторанах и тренажерных залах?
Ассоциация врачей Израиля обращалась к властям, указывая, что нужны более строгие правила для закрытых помещений общественного пользования. И наоборот - надо разрешить людям гулять на свежем воздухе, а не запирать их дома, где больше всего шансов заразиться. Но запретные меры, вероятно, выбирались исходя из того, чтобы их соблюдение было легче контролировать.
Правда, с контролем тоже проблемы. Например, выборочные проверки на дорогах (так называемые "дышащие блокпосты") пока приводят только к пробкам в часы пик, поскольку большинство учреждений и предприятий работает и их сотрудники должны добираться на работу. Штрафы, которые выписываются за нарушения, возможно, помешают пожилым парам прогуляться по берегу моря и пополнят казну, но не предотвратят свадьбы на крыше, популярные в последние время в арабском секторе.
Многие специалисты сегодня говорят, что нынешние меры не помогут, и впереди нас ждет настоящий строгий карантин с комендантским часом и полностью замершей хозяйственной деятельность. Нынешний щадящий вариант должен лишь убедить народ, что без этого не обойтись. Мол, правительство не хочет раздражать людей слишком резкими мерами и завинчивает гайки постепенно, чтобы не спровоцировать протесты. И хотя такой подход не мешает населению все больше болеть и нищать и вообще напоминает известную историю об обрубании собачьего хвоста по частям, тут прослеживается хоть какая-то стратегия. Но скорее всего даже такой стратегии у правительства нет - как обычно, наверху будут смотреть, как развивается ситуация, и действовать по наитию. Поэтому сегодня можно только гадать, как долго продлится карантин и будет ли он ослабляться или ужесточаться. Об этом никто не знает не потому, что все планы держатся в секрете, а потому что никаких планов нет. Народ кормят слухами и страшилками, чтобы он был готов ко всему.
Мы так гордились своей первой успешной битвой с коронавирусом, но пора уже оглядеться по сторонам и посмотреть, как справляются с ним в других странах. Вторая волна накрывает Европу, но там не спешат объявлять карантин. И не потому что весь мир опять отстает от нас, а потому что выбран другой подход: не бороться с "короной", рассчитывая победить ее раз и навсегда, а научиться с ней жить. Да, этот путь тоже травматичен для экономики (по самым грубым оценкам, вторая волна будет стоить всему миру около триллиона долларов), но не губит ее на корню так, как локдаун.
Читайте также
Жить с "короной" означает обязательные маски и социальная дистанция в общественных местах, ограниченное число посетителей в ресторанах и гостей на торжествах. Те же меры пытались внедрить и в Израиле, но они не прижились, вернее, не соблюдались. Дело не только в нашем природном разгильдяйстве - сами власти отнеслись к ним недостаточно серьезно, больше уповая на эффект временного локдауна. Эта ошибка была сделана во время первой волны, и ее повторяют сейчас, вместо того чтобы направить все усилия на разъяснительную работу и жесткие требования соблюдения правил.
В Европе автобус не тронется с места, если хоть один пассажир окажется без маски, такого покупателя не пустят в магазин и не обслужат в кафе. Не потому ли кафе и магазины там по-прежнему открыты? То, что наши люди не любят выполнять правила, а климат слишком жаркий для масок, - пустые отговорки. Израильтянин, застигнутый на улице сиреной, возвещающей об обстреле, бросится на землю с быстротой, на которую не способен самый законопослушный европеец. Когда мы прячемся от ракет, нас не волнует, что в убежище жарко и душно. Мы хорошо знаем, что такое опасность, и высоко ценим свою жизнь. Но нам недостаточно внятно объяснили, насколько опасен ковид. Вместо этого мы слышим бесконечные споры: то ли это обычный грипп, то ли чума 21-го века, то ли он слабеет, то ли усиливается, то ли проходит незаметно, то ли оставляет последствия на всю жизнь, вакцина то ли скоро появится, то ли нет, маски то ли помогают, то ли бесполезны...
Эти темы обсуждают ученые по всему миру, поскольку подобного опыта у человечества еще не было. Но в нашем случае разногласия и взаимные нападки происходят на уровне правительства. В итоге люди убеждаются, что никто "там, наверху" толком ничего не знает, а значит в правилах нет никакого смысла. Из примера самой оперативной борьбы с "короной" мы стали для всего мира примером, как не надо делать.
Нынешний карантин - еще одно тому подтверждение. Уж если власти ввели жесткие ограничения, то в них не должно быть лазеек. Дырки в карантине подобны дырам в лодке - с ними лодка рано или поздно пойдет ко дну.