Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+22+14

Мнения

А
А

Появится ли синагога в Саудовской Аравии

Еврейское сообщество в Дубае ожидает открытия первого официального молитвенного дома. Пока богослужения в общине совершаются на частной вилле.

16.09.2020
Фото: Reuters

В Вашингтоне 15 сентября состоялось подписание договоров о нормализации отношений Израиля с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. Ранее сообщалось о контактах представителей еврейского государства с властями других арабских стран: Омана, Судана и даже Саудовской Аравии. Правда, саудиты и оманцы заявили о том, что нормализация отношений возможна только после мирного договора Израиля с палестинцами. Однако Эр-Рияд открыл свое небо для пролета израильской гражданской авиации. Разрешение было выдано самолету авиакомпании "Эль-Аль", доставившему в Абу-Даби совместную американо-израильскую делегацию.

"Сближение стран Залива и Израиля должно рассматриваться сегодня как устойчивая тенденция, первые признаки которой проявили себя еще в начале 2000-х годов, - пояснил в разговоре с "НГР" профессор факультета мировой политики МГУ Григорий Косач. - Движение в этом направлении не одинаково, оно определяется степенью готовности каждого из государств региона к участию в развивающемся процессе. Если этот процесс замедлен в случае Кувейта и Саудовской Аравии, то это не относится к ОАЭ и Бахрейну, уже начавшим нормализацию отношений с еврейским государством, и Оману, сделавшему значимые шаги на этом пути. В период до 2000 года, когда началась вторая палестинская интифада, идентичные действия предпринял и Катар". "Не стоит думать, что единственной причиной сближения служит противостояние между "шиитским" Ираном и "суннитскими" монархиями Залива, - отметил эксперт. - Если эта причина и верна, то она относится едва ли не исключительно к Саудовской Аравии, Бахрейну и ОАЭ, хотя Дубай, как и Кувейт, Катар и Оман, имеет тесные и разветвленные отношения со своим "шиитским" соседом. В основе этого сближения - потребность в осуществлении социально-экономической модернизации, исключение повторения арабской весны 2011 года и, наконец, усилия администрации Дональда Трампа".

Свое видение ситуации предложил "НГР" руководитель исследовательских проектов института "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко: "Сейчас без устали говорят об исламизме, о радикальных формах возрождения исламской идентичности, заодно и о нарастающем конфликте исламской цивилизации со всеми прочими. И это понятно, потому что конец прошлого и начало нынешнего века знаменуются именно такого рода противоречиями. На этом фоне менее заметным остается то, что можно назвать растущим в мусульманском мире модернизационным, а то и реформаторским трендом, который становится своего рода alter ego исламизму. Эта тенденция возникла еще в XIX веке, прошла через XX век и стала активной в нынешнем столетии. Ничего сверхъестественного в этом нет". "Я бы обратил внимание на два обстоятельства, - отметил эксперт. - Во-первых, эта тенденция в буквальном смысле слова сотрясает саудовскую монархию, которую принято считать - и справедливо - оплотом исламского консерватизма. Наследник престола принц Мухаммед бин Сальман, как бы к нему ни относиться, оказался модернизатором, и в его программе главное не сбережение любой ценой специфики страны, но установка на ее принадлежность к современному миру, на перемены в области культуры. И практические шаги в этом направлении делаются. Не буду ничего предсказывать, но на этой стезе в будущем возможны самые неожиданные подвижки". "Во-вторых, вам не кажется, что умеренное крыло тех, кто зовется исламистами, также все более восприимчиво к идее осовременивания ислама? - продолжил Малашенко. - Исламисты выступают за создание исламского государства. Но это должно быть современное исламское государство, а не то, которое во втором десятилетии текущего века стало пугалом для остального мира, включая самих мусульман. Тема эта сложная, на ней много спекулируют. Но главное то, что мусульманский мир, а следовательно, и ислам, точнее его интерпретации, эволюционируют".

Развитие отношений между государствами сопровождается демонстративными шагами в отношении еврейских общин арабских стран. Еще до официального объявления о нормализации в эти государства направились представители еврейских организаций, в задачи которых входит развитие культурной и религиозной жизни, в том числе строительство синагог.

"До 1948 года еврейское присутствие было реальностью государств Залива, за исключением Саудовской Аравии, - пояснил Григорий Косач. - Вместе с тем небольшая еврейская община, представленная местными гражданами, существует в Бахрейне. В 2008-2013 годах послом этой страны в Вашингтоне была Худа Нону, первая в бахрейнской истории женщина-дипломат, происходящая из известной еврейской предпринимательской семьи. В Манаме есть и синагога, построенная еще в 1930-е годы. Сегодня она закрыта, поскольку в стране отсутствует необходимое для миньяна (молитвенного кворума. - "НГР") число взрослых мужчин. Открытие же синагоги в Абу-Даби в 2019 году, объявленном в ОАЭ Годом толерантности, было дополнительным свидетельством правительства этой страны претворять в жизнь курс на веротерпимость и межконфессиональный диалог".

Еврейское сообщество в Дубае ожидает открытия первого официального молитвенного дома. Начиная с 2015 года богослужения в общине, которая насчитывает около 200 семей, совершаются на частной вилле. Еврейская община надеялась, что открытие синагоги состоится в сентябре-октябре, к осенним иудейским праздникам, однако из-за пандемии, вероятно, сроки сдвинутся.

Косач отметил, что значимую роль в развитии диалога играет Лига исламского мира (ЛИМ) - патронируемая Саудовской Аравией международная организация, генеральный секретарь которой - саудовец Мухаммед аль-Иса. "В 2018 году аль-Иса заявил, что Холокост был преступлением против человечества.

В сентябре 2019 года ЛИМ во взаимодействии с еврейскими и христианскими структурами Франции провела в Париже конференцию "Иудеи, христиане, мусульмане: совместные действия на благо человека". В январе с.г. совместная делегация ЛИМ и American Jewish Committee (AJC) приняла участие в церемонии по случаю 75-летия освобождения Аушвица, совершив молитву на территории бывшего концентрационного лагеря. Выступая в июне на организованном AJC виртуальном Международном форуме борьбы с расизмом и антисемитизмом, аль-Иса подчеркнул важность "созидания позитивных мусульманско-иудейских отношений" для противостояния исламофобии и антисемитизму", - привел свои доводы востоковед.

События развиваются столь стремительно, что уже не кажется невозможной коренная перестройка в самом консервативном государстве региона. Могут ли в Саудовской Аравии появиться молитвенные дома немусульман? Этот вопрос "НГР" задали экспертам.

"Саудовская Аравия - тяжелый корабль, неспособный осуществить быстрый маневр, - считает Косач. - Ей мешает наследие прошлого, представленное официальной доктриной и стоящим за ней корпусом улемов, все еще рассуждающих о невозможности сосуществования "двух религий на Аравийском полуострове" и осуждающих перемены в странах-соседях. Ей мешают вызовы сегодняшнего дня - действия подпольной религиозной оппозиции, смыкающейся с экстремистами в странах-соседях. Нерешенность палестинского вопроса позволяет оппозиции обвинять власть в следовании в фарватере сионизма, провозглашаемого ею "стратегическим противником" ислама, а иранский курс, используя палестинский вопрос, создает основу для сплочения саудовских региональных противников". "Если когда-нибудь в Саудовской Аравии и появятся христианские храмы и синагоги, то это произойдет вовсе не в обозримом будущем", - подытожил востоковед.

"Вряд ли стоит ожидать разрешение на строительство в Саудовской Аравии синагог", - согласен с коллегой Малашенко. "Но вот дозволение посещать исламские святые места немусульманам - не во время хаджа, разумеется - через некоторое время, с моей точки зрения, возможно. В конце концов это будет великий шаг по пути диалога цивилизаций", - добавил эксперт.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.