Эти стремления анализирует в недавней статье "Аль-Монитор", англоязычное издание, специализирующееся на проблемах Ближнего Востока. Оно цитирует высказывания видных еврейских деятелей, выходцев из Ирака. В своем посте в "Фэйсбук" Линда Менухин Абдул Азиз пишет: "Недавно мы праздновали первый рейс из Тель-Авива в Абу-Даби и с нетерпением ждем того времени, когда сможем летать из Тель-Авива в Багдад, и также приветствовать вас в Израиле". Иракская еврейка Менухин - политический аналитик, которая репатриировалась в Израиль в 1971 году после того, как пропал ее отец.
Спустя почти 70 лет после лишения гражданства и насильственного изгнания, иракские евреи до сих пор не забывают родину и не упускают возможности выдвинуть требования о восстановлении гражданства.
"Позвольте мне направить призыв с искренней надеждой, что вы займете мужественную позицию в обеспечении справедливости для иракской еврейской общины" - заявил недавно Эдвин Шукер, вице-президент Совета депутатов британских евреев и бывший вице-президент Европейского еврейского конгресса, в письме на имя премьер-министра Ирака Мустафы аль-Кадими.
Иракская еврейская община насчитывала около 150 000 человек в 1947 году, за год до основания Государства Израиль. А перепись, проведенная в начале XX века, показала, что 40 процентов всего населения Багдада составляли евреи.
Основным вариантом для подавляющего большинства иракских евреев, лишенных гражданства, стала репатриация в Израиль. Сегодня в Израиле насчитывается около полумиллиона евреев иракского происхождения.
Небольшому числу иракских евреев удалось эмигрировать в США и Великобританию. К их числу относится и Шукер. "Мы считаем, что пришло время положить конец политике исключения по признаку расы или религии", - добавил он .
После ликвидации режима Саддама Хуссейна и власти партии БААС, в "Закон о гражданстве" Ирака в 2006 году были внесены поправки. Новый закон предоставляет право на восстановление гражданства иракцам, утратившим его в результате политических, расовых или религиозных факторов. Но статья 17/II этого закона прямо препятствует евреям в получении этого права.
"Ирак не может приступить к построению гражданского общества с равными правами для всех граждан, пока не исправит несправедливость, совершенную против многих его граждан, включая евреев", - сказал Шукер.
Линда Менухин тоже считает, что требование права на гражданство - это "моральный долг" евреев. Для начала они хотят восстановить связь со своей родиной. "Евреям не разрешили вернуться в Ирак, хотя они были коренными жителями Месопотамии в течении 2600-летней истории и вносили свой вклад в строительство Ирака во все периоды", - заметила она.
В 2018 году Израиль открыл с помощью "Фэйсбука" виртуальное посольство в Ираке, которое пользуется большой популярностью. "Восстановление гражданства для иракских евреев будет способствовать культурному плюрализму в Ираке и продвижению справедливости", - отмечает Менухин.
Читайте также
Иракские евреи призывают изменить политику исключения евреев и начать эру наведения мостов, прекращения прошлой несправедливости и установления контактов с иракскими евреями в диаспоре, которые, обладая многочисленными культурными и профессиональными навыками, могли бы помочь восстановить страну.
Премьер-министр Кадими часто говорит о превращении Ирака из поля битвы в поле мира, и восстановление гражданства для иракских евреев будет этому примером.
Во время болезненного переселения из Ирака в Израиль многим евреям удалось сохранить арабский язык и иракскую культуру.
"У иракских евреев до сих пор есть сильное чувство принадлежности к стране, в которой родились они, их родители, бабушки и дедушки", - приводит "Аль-Монитор" слова еще одного известного выходца из Ирака, писателя Давида Бассона.
Лидеры иракских евреев объясняют, что за требованиями о восстановлении гражданства не стоит политическая повестка. По их словам, иракские евреи просто хотят сохранить связь со своими культурными корнями и принести пользу родине.
Кроме того, в Ираке есть множество религиозных объектов и исторических достопримечательностей, которые могут сделать его привлекательным местом для религиозного и культурного туризма. Однако это историческое и культурное наследие следует сохранять и беречь как символ древних цивилизаций, прославивших землю Месопотамии, подчеркивают лидеры иракско-еврейской диаспоры.
По их мнению, с 2003 года тысячелетнее религиозное наследие евреев Ирака и их собственность систематически разграблялись. Ярким примером этого стало святилище пророка Иезекииля в Аль-Кифле. Кроме того, евреи должны иметь возможность посещать святыни своих пророков, кладбища и исторические достопримечательности.
Насколько эти чаяния иракских евреев сбудутся, покажут ближайшие события на Ближнем Востоке. В том случае, если процесс нормализации будет успешно продолжаться, возможно, иракские евреи смогут воплотить в жизнь еще одну сказку из "Тысячи и одной ночи".