Читайте также
Израиль готовится к тому, что "в течение нескольких дней" будет принято решение Международного уголовного суда: МУС должен решить, есть ли у него полномочия расследовать предполагаемые военные преступления Израиля на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и в Газе - этот вопрос он рассматривает с 2015 года.
Многолетний процесс по определению полномочий был инициирован заявлением властей ПА в 2015 году о предоставлении юрисдикции МУС "в отношении предполагаемых преступлений, совершенных на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, с 13 июня 2014 года".
В декабре прошлого года главный прокурор МУС Фату Бенсуда объявила, что нашла основания для расследования в отношении Израиля и ХАМАСа по подозрению в совершении военных преступлений на палестинских территориях в период, начинающийся в 2014 году. Однако Бенсуда сначала попросила суд решить вопрос о его юрисдикции на Западном берегу и в секторе Газа.
В конце мая МУС обратился к палестинской администрации с просьбой уточнить, действуют ли все еще подписанные в Осло соглашения, учитывая решение Рамаллы отказаться от всех соглашений с Израилем на фоне переговоров об аннексии. Махмуд Аббас подтвердил, что это так, подчеркнув, что это не должно повлиять на судебный процесс.
Позиция Израиля заключается в том, что Палестинская автономия не удовлетворяет уставным положениям суда о том, что только суверенные страны могут претендовать на иски в этот орган.
В своем заявлении о военной операции в Газе 2014 года прокурор Бенсуда указывает, что "на основе имеющейся информации есть основания полагать, что были совершены военные преступления, и армейские силы Израиля преднамеренно предприняли непропорциональные нападения, что зафиксировано в отношении, как минимум, трех инцидентов, а также преднамеренно атаковали объекты или граждан, несмотря на отличительные эмблемы Женевских конвенций".
По словам прокурора, "есть основания полагать, что Израиль совершил военные преступления, переместив гражданских лиц на Западный берег". Она добавила, что, "несмотря на четкие и постоянные призывы к Израилю прекратить действия на палестинских территориях, которые противоречат международному праву, нет никаких признаков того, что они прекратятся. Наоборот, есть признаки того, что они могут не только продолжаться, но Израиль может попытаться аннексировать эти территории".
Израильские официальные лица считают, что сроки принятия решения суда по вопросу о юрисдикции нацелены на то, чтобы предварить любое заявление Израиля об аннексии значительной части Западного берега. Согласно коалиционному соглашению между Нетаниягу и Бени Ганцем, процесс аннексии может начаться уже 1 июля.
В начале июня президент США Дональд Трамп распорядился ввести санкции против должностных лиц, участвующих в расследовании международным судом подозрений, что войска США совершили военные преступления в Афганистане. Высокопоставленные представители администрации Трампа также неоднократно заявляли, что будут рассматривать решение о расследовании дела против Израиля как "политический" шаг, который может привести к дополнительным действиям со стороны США.
Вне всякой зависимости от данного конкретного дела стоит отметить проблематичность действий Международного уголовного суда, который активно выдвигает на первый план расследование против Израиля. На это указал в недавней статье Эльяким Рубинштейн, бывший юридический советник правительства и бывший заместитель председателя Верховного суда. По его мнению, МУС не выполняет своих обязательств, "отдавая приоритет политически мотивированным делам и, таким образом, не уделяя внимания виновным в самых тяжких преступлениях. Интересы слишком многих людей, для которых суд действительно является последней надеждой предотвратить злодеяния, игнорируются ввиду этой позорной политизации".
Как заявил Рубинштейн, "печальная реальность заключается в том, что у МУС, по-видимому, нет времени, ресурсов или желания расследовать зверства, от которых страдают сирийские граждане, иранские диссиденты, уйгуры в Китае или венесуэльский народ, но хватает терпения для разработки тенденциозных юридических рамок, чтобы преследовать Израиль".
Он также указал, что эту позицию разделяет целый ряд ведущих юристов мира, число которых все растет. Они представляют различные государства-члены суда, включая Австралию, Австрию, Бразилию, Канаду, Чешскую Республику, Германию, Венгрию.
Личность прокурора Международного уголовного суда Фату Бенсуды также весьма неоднозначна. Она родом из Гамбии, степень бакалавра получила в Нигерии. В 1991 году получила степень магистра права в Институте международного морского права на Мальте. Затем работала адвокатом в судах Гамбии и дослужилась до поста генпрокурора и министра юстиции.
Международную карьеру Бенсуда начала в Международном трибунале по Руанде в 2002 году, работая сначала консультантом по юридическим вопросам, затем - судебным адвокатом. После отставки в 2012 году Луиса Морено Окампо, заменила его на посту главного прокурора Международного уголовного суда, получив поддержку от Ассамблеи государств-участников и обойдя, в том числе, представителей Великобритании, Канады и Танзании. Очевидно, что она выглядела компромиссной фигурой, явно уступая при этом в авторитете своему предшественнику, аргентинцу Луису Окампо, который был профессором в Стэнфорде и Гарварде, а также консультантом Всемирного банка и ООН.
Для сравнения укажем, что Израиль оказался "под прицелом" МУС наряду с такими странами, как Конго, Кот-д'Ивуар, Судан, Центральноафриканская Республика, Кения и Ливия. При этом до расследования ситуации в таких странах, как Сирия и Венесуэла, у Международного уголовного суда до сих пор так и не дошли руки.
По материалам "ХаАрец" и информагентств