Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+29+23

Мнения

А
А

Америка: откупиться от погромщиков по пути к фашизму

Причину проблемы сохраняющейся несправедливости, с которой сталкивается чернокожее население США, следует искать в консервативном американском либерализме.

26.06.2020
Фото: Getty Images

Ситуация в США продолжает оставаться взрывоопасной. Доктор Ханан Шай в недавнем обзоре Центра стратегических исследований Бар-Иланского университета охарактеризовал ее, как "тикающую бомбу", по аналогии с известной израильской ситуацией, когда на свободе находится террорист-смертник, готовый в любую минуту подорваться. Израильским службам безопасности разрешено предпринимать в этих случаях крайние меры. Каковы же меры, которые принимаются в США?

Анализируя их, израильский эксперт пишет: "Если ответом на вандализм, демонтаж статуй, грабежи и разрушения будет закрытие полицейских участков, это будет признаком того, что "утопический либерализм" вновь возрождается и ответом на это, вероятно, станет приход ультраправых и фашистов".

Как замечает доктор Шай, намерения "утопического либерализма" выглядят благородно. Однако проблема заключается в том, как сторонники этих идеалов воплощают свои взгляды в жизнь. "Насильственно уничтожая старое и требуя его замены "новым" миром, основанным на утопических ценностях, которые поддерживаются угрозами, запугиванием, насилием, публичным позором, подавлением свободы слова, сторонники этого нового миропорядка фактически используют методы действия ультраправых", - добавляет он.

По мнению политолога, причину проблемы сохраняющейся несправедливости, с которой сталкивается чернокожее население США, следует искать в консервативном американском либерализме.

Анализируя эту идеологию, он указывает, что она отличалась известным противоречием. С одной стороны, опиралась на библейские идеалы свободы и справедливости. С другой, не считала, что эти принципы относятся к чернокожему населению. И даже после физического освобождения оно оставалось в экономическом рабстве.

Следующий перекос, по мнению эксперта, заключался в том, что произошло искажение идеи экономической справедливости. Первоначально экономическая справедливость означала выравнивание условий для слабых путем налогообложения богатых. Но под влиянием идей Адама Смита о "невидимой руке" первоначальная библейская ценность справедливости была преобразована в США в ценность "честной игры" — означающей капитализм без государственного регулирования; то есть жестокое экономическое "природное состояние".

Далее, доктор Ханан Шай делает логический скачок, замечая, что "в результате чернокожее население оказалось в тупике нищеты, невежества, преступности, алкоголя, наркотиков, болезней, разрушения семейного устройства, ненависти и отчаяния".

"О том, что слишком немногим удалось выбраться из этого тупика, свидетельствует высокий процент чернокожих мужчин среди заключенных в тюрьмы в США — более 40 процентов, что втрое превышает их относительную долю в населении", — пишет он.


Ханан Шай пишет, что "капитализм обязан своим огромным успехом огромному первоначальному богатству, накопленному в результате эксплуатации миллионов рабов. Таким образом, правительство США несет долгосрочную ответственность за положение чернокожего населения. Поэтому оно имеет моральное обязательство предоставлять потомкам рабов компенсации, в которых было отказано их предкам".

И далее он предлагает выдать компенсацию в форме грантов каждому нуждающемуся чернокожему гражданину тремя способами: грант на приобретение медицинского страхования, грант на обучение в высших учебных заведениях и семейный грант. Эти гранты могут быть продлены в течение десятилетий в форме постоянных кредитов на всю жизнь.

По мысли Шая, который преподает на кафедре стратегической, политической и военной мысли, сам факт исправления исторической несправедливости, наряду с осознанием того, что преступная деятельность приведет к лишению гранта, может сократить масштабы преступности. И более того, вероятная широкая политическая поддержка "новой сделки" для чернокожего населения могла бы стать большим объединяющим моментом для американского народа и примером для всего человечества.

С нашей точки зрения, предложение о своеобразной "сделке века" с афро-американским населением США, напротив, чревато обострением социальной напряженности. Оно будет рассматриваться, как своеобразный выкуп, который был достигнут благодаря насилию и, таким образом, откроет путь к дальнейшим беспорядкам с целью увеличения компенсаций. Оно породит недовольство и среди других бедных слоев, как белых, так и других групп населения азиатского и мексиканского происхождения.

Оно не приведет к изменению ситуации, напротив только усилит зависимость от государства. Это хорошо видно на примере Агентства помощи палестинским беженцам, которое платит пособие уже третьему поколению детей беженцев.

Кроме того, предложение имеет ошибку в самой предпосылке, что капитализм обязан успехом труду темнокожих рабов. Напротив, капитализм достиг успехов благодаря разрыву с рабским и крепостным трудом. А также вследствие того, что люди из любого класса получили возможность "сколачивать" капитал не вследствие эксплуатации, как утверждал Маркс, а благодаря своему "предпринимательскому новаторству". Крупнейшие американские бизнесмены, основавшие ведущие корпорации, в подавляющем большинстве были выходцами из бедных слоев населения. Да и родители того же Дональда Трампа по рождению отнюдь не богачи. Не говоря уж о евреях-иммигрантах, чьи дети или внуки стали миллионеры отнюдь не благодаря рабскому труду.

Согласно последнему списку "Форбс", из десятки самых высокооплачиваемых знаменитостей половина — афро-американцы. О порочности идеи субсидий для чернокожего населения остро высказался известный исследователь Том Соуэлл, будучи сам выходцем из подобной семьи. Он отметил, что "негритянская семья, пережившая рабство, эксплуатацию и войны, была разрушена системой субсидий матерям-одиночкам".

Безусловно, капитализм нуждается в "перезагрузке", что признано и Давосским экономическом форумом. Но фактически, то, что предлагает израильский политолог, очень похоже на сделку с террористами. Что, как нам хорошо известно, проблему терроризма отнюдь не разрешает.

Если говорить об изменении нынешней социально-экономической модели, здесь гораздо лучше помогли бы такие уже обсуждаемые в экспертном сообществе меры, как внедрение ассоциативной и "зеленой" экономики, введение работников в советы директоров, резкое повышение зарплаты в "непрестижных отраслях" и введение безусловного базового дохода при перестройке системы образования.

Читайте также