Читайте также
- Украина пригрозила закрыть границу для паломников из Умани в ответ на депортацию украинских туристов
- Ну и кто тут диктатор и антисемит?!
- Исход из Новой Гуты. Хасиды остались праздновать еврейский новый год в Беларуси
- Как хасиды оказались на границе и что с ними будет дальше
- Тысячи хасидов застряли на границе Украины с Беларусью
То и дело раздавались пушечные выстрелы, в стане обороняющихся царило смятение. Отряд сотника Ивана Гонты - главной надежды защитников Умани - перешел на сторону противника. Судьба города фактически была решена. Тем не менее, поляки, евреи и униаты, державшие оборону города, не собирались сдаваться без боя. Заняв позиции у бойниц городских стен, они готовились дать отпор противнику.
"И разом - сто конфедераций"
Умань входила в состав Речи Посполитой, находившейся в то время на грани гражданской войны. Причиной конфликта стал вопрос о правовом статусе христиан, не принадлежащих католической конфессии. Они подвергались в польском государстве жесткой дискриминации. Это вызывало сильное недовольство соседей Польши - Российской империи и Пруссии. 24 февраля 1768 года король Станислав-Август подписал с Россией Варшавский договор, в соответствии с которым православным и протестантам предоставлялись равные с католиками права.
Радикально настроенные представители шляхты посчитали, что это окончательно превращает Польшу в российский протекторат. Неделю спустя после подписания "Трактата о вечной дружбе" противники короля Станислава-Августа создали в городе Бар, расположенном на территории современной Винницкой области, собственную конфедерацию. В противовес уже существовавшим Слуцкой, Торуньской и Радомской. Ситуация в Речи Посполитой становилась все более запутанной. "И - разом сто конфедераций", как писал в поэме "Гайдамаки" Тарас Шевченко.
Власти Барской конфедерации сразу же начали жестко преследовать православных священников, разорять православные монастыри и храмы. Ответом на это стало восстание гайдамаков - украинских крестьян, к которым присоединились отдельные отряды запорожских казаков. Оно вошло в историю под названием Колиивщина. В мае 1768 года восставшие под руководством Максима Железняка заняли юго-восточную часть киевского воеводства и стали продвигаться на запад. Среди гайдамаков ходили слухи о том, что российская императрица Екатерина II подписала грамоту с призывом к убийству поляков и евреев.
Между православным молотом и католической наковальней
Казалось бы, какое отношение имеют евреи к конфликту между католиками и православными? На этот вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, евреи были арендаторами принадлежащих польским аристократам земель и непосредственно контролировали работу возделывавших ее украинских крестьян. На этой почве часто возникали конфликтные ситуации. Во-вторых, образ евреев как "врагов Христовых" был прочно укоренен в массовом сознании. Особого повода для погрома и не требовалось. За век до начала Колиивщины, во времена Хмельничины на территории современной Украины были целенаправленно уничтожены около 40 000 евреев. Хотя и восстание запорожских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого было направлено, прежде всего, против владычества польской шляхты.
В июне 1768 года гайдамаки под предводительством Максима Железняка заняли сразу несколько областей Правобережной Украины. Войска конфедератов не оказывали им серьезного сопротивления. На захваченных восставшими территориях происходили жестокие убийства поляков и евреев. Несколько городов - в том числе, Смела, Корсунь, Тульчин, Фастов - были сожжены. Гайдамаки вешали на одном дереве поляка и еврея, оставляя табличку: "Лях, жид и собака - вера однака". Оставшиеся в живых обитатели разоренных городов бежали в крепости, находившиеся под властью конфедератов. Наиболее защищенной из них считалась Умань.
С начала июня сюда стали стекаться подводы с беженцами из охваченных восстанием районов. Ведущий в город тракт вскоре был полностью забит. Несколько десятков возов, в которых находились еврейские семьи и их скарб, стояли недалеко от городских ворот и в тот день, когда повстанцы вплотную приблизились к Умани. Гайдамаки перебили всех, кто попался им под руку, не щадя ни женщин, ни детей.
Из пушки по синагоге
Несмотря на значительное численное превосходство, - после перехода отряда Гонты на сторону восставших силы конфедератов сильно поредели - гайдамаки не спешили идти на штурм крепости. Для того, чтобы избежать боя, они решили прибегнуть к хитрости. Гонта был крестным отцом сына губернатора Умани Рафала Младановича. Используя это, переметнувшийся на сторону восставших сотник смог уговорить шляхтича сдать город без боя, пообещав не допустить кровопролития. Существует также версия, по которой Гонта смог договориться и с раввином Умани об отказе евреев от сопротивления. От имени общины раввин якобы пообещал предоставить гайдамакам одежду и обувь, а Гонта взамен гарантировал евреям безопасность.
Так или иначе, в середине дня 21 июня защитники крепостных стен начали покидать свои позиции, и гайдамаки вошли в Умань практически без боя. Однако, если Гонта и давал какие-то обещания, выполнять их никто не собирался.
В захваченном городе сразу же началось жестокое избиение евреев. Как писал в той же поэме "Гайдамаки" Шевченко: "На, лукавый, на, поганый, на, свиное ухо! За ударами удары посыпались глухо". У евреев, приготовивших выкуп, забирали ценности, и тут же убивали. Те, до кого гайдамаки еще не успели добраться, бросились искать укрытие в главной городской синагоге. Вскоре там собралось около 3000 человек. Некоторые мужчины были вооружены. История сохранила имена руководителей защиты синагоги - это были Лейб Шаргородский и Моше Менакер.
Гайдамаки попытались с ходу смять линии обороняющихся, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление. Несколько нападавших было убито. В романе "Уманская резня" русский писатель Григорий Данилевский так описывает происходившее: "Вооруженные ружьями мужчины усердно стреляли из окон, от непривычки подпаливая себе бороды и пейсы. Ой, Боже ж наш, Боже! - вопили в переполненной синагоге остальные евреи, прикладывая бледные, изуродованные от страха лица к священным свиткам".
Решив не ввязываться в дальнейшее сражение, гайдамаки подкатили к синагоге пушку и выстрелили по ней прямой наводкой. Часть здания обрушилась, погребя под собой сотни людей. Оставшихся в живых евреев гайдамаки безжалостно добивали. "Резня была так велика и ужасна, что кровь зарезанных стояла в синагоге повыше порогов, — писал уцелевший очевидец погрома, записки которого были опубликованы в журнале "Киевская старина" в 1895 году. - Потом буяны вынесли из синагоги все свитки Торы, разложили их по улицам города и верхом проезжали по ним".
Почему рабби Нахман из Брацлава похоронен в Умани
Истребив большинство еврейского населения Умани, гайдамаки принялись с той же жестокостью уничтожать поляков. Их закалывали, вешали, сбрасывали с крыш костелов. Хоронить убитых Гонта запретил. Трупы евреев и поляков сбрасывали в колодцы или оставляли на обочинах дорог на съедение животным. Гонта выполнил лишь минимальную часть данных им обещаний: он не допустил убийства своего крестника Павла Младановича - сына губернатора Умани. От прочих данных им слов он с легкостью отказался.
Вакханалия в Умани продолжалась несколько дней. В итоге гайдамаки вырезали около 20 000 поляков и евреев. Слова "геноцид" тогда не существовало, но назвать по-другому происходившее в Умани в те дни как-то сложно.
Уманская резня запечатлелась в массовом сознании евреев как небывалая по своим масштабам трагедия. Именно поэтому рабби Нахман из Брацлава, заболев чахоткой, в предчувствии близкой смерти, решил переселиться в Умань. "Души умерших там за веру ждут меня", — говорил он. Как известно, в наши дня могила рабби Нахмана из Брацлава является местом массового паломничества, что приносит жителям Умани немалый доход. Она находится рядом с могилами тех жертв Колиивщины, кого все же удалось захоронить после того, как гайдамаки покинули город.
Уманской резней восстание гайдамаков фактически и завершилось. Россия, обеспокоенная вероятным распространением бунта на левобережную Украину, направила на территорию Речи Посполитой свои войска. Отряды гайдамаков были разбиты, их предводители взяты в плен. Максима Железняка били плетьми, вырвали ему ноздри, клеймили и сослали на каторгу в Сибирь. Иван Гонта был выдан польским властям, которые предали его мучительной казни.
"Памятник предводителям народно-освободительного восстания"
Спустя 4 года после Уманской резни, в 1772 году, произошел первый раздел раздираемой внутренними противоречиями Речи Посполитой. Ее территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Вслед за этим в последующие десятилетия было совершено еще два раздела Речи Посполитой. В результате третьего, происшедшего в 1795 году, Польша окончательно утратила свою государственность, которая была восстановлена только по окончании Первой мировой войны.
В еврейскую и польскую историю Колиивщина вошла как трагедия. В современной Украине восстание гайдамаков оценивается по-другому и является предметом общественной дискуссии. В 2015 году установка памятника Железняку и Гонте в Умани вызвала жаркие споры и протесты со стороны еврейских организаций. Зато в советские времена, когда горсовет Умани принял соответствующее решение, никакого скандала не возникло. Никто не возвысил публично голос, когда в 1968 году на одной из городских площадей появился камень с высеченной на нем надписью: "Здесь будет сооружен памятник Максиму Железняку и Ивану Гонте - предводителям народно-освободительного антифеодального восстания 1768 года". В Большой Советской энциклопедии, в посвященной Колиивщине статье не содержалось ни намека кровавые погромы, учиненные борцами с "феодально-крепостническим, национальным и религиозным гнетом шляхетской Польши". А в статье, посвященной Иване Гонте, отмечались исключительно его "ум и энергия".