Читайте также
Григорий Маргулис родился в 1946 году в Москве, в 1962-м получил первую премию на Всесоюзной олимпиаде по математике и стал Серебряным призером Международной математической олимпиады в Чехословакии. Первую научную работу юноша написал в 20 лет, в 1967-м окончил механико-математический факультет МГУ и спустя три года защитил кандидатскую диссертацию под руководством Якова Синая.
Здесь надо сделать небольшое отступление. Будущему лауреату повезло отучиться в относительно травоядные времена - пройдет несколько лет и поступить на мехмат МГУ еврею будет практически невозможно. В ход все шли любые средства - еврейских абитуриентов на устных экзаменах объединяли в отдельные группы, а аудитории, в которых у них принимали экзамены, назывались "газовые камеры". Для отсева приемная комиссия также использовала "задачи-гробы" уровня международных математических олимпиад, что было прямо запрещено инструкциями Минвуза СССР. Одну из таких, предложенную абитуриентам задачу, попытался решить в те годы академик Сахаров - в домашней обстановке и не рискуя поступлением в престижный вуз. На это у академика и лауреата Сталинской и Ленинской премий ушел час, в то время как вчерашнему школьнику отводилось на решение 20 минут. В 1978-м, евреев, принятых на мехмат МГУ, было значительно меньше, чем в условиях "процентной нормы" Российской империи (если точнее, поступить удалось лишь одному - обладателю первой премии Международной математической олимпиады, три года подряд занимавшему первое место на Всесоюзных олимпиадах).
К счастью, Маргулис успел поступить на мехмат до описываемых событий. Хотя и хлебнул советского "академического" антисемитизма в полной мере, уже будучи известным ученым. Бал в советской математике правили тогда академики-юдофобы Виноградов и Понтрягин, подчинившие своему влиянию отделение математики АН СССР, редакции ведущих математических журналов и ученые советы по защите диссертаций.
В 32 года Григория удостоили самой престижной в мировой математике награды для молодых математиков - Медали Филдса. О присуждении премии ученому сообщили заранее, но вручить ее должны были на международном математическом конгрессе в Хельсинки в августе 1978 года. Маргулиса просто не выпустили из страны - Понтрягин и Виноградов добились его исключения из советской делегации. В Хельсинки разразился скандал. Государственный антисемитизм в СССР оказался в центре внимания мирового сообщества, после чего Понтрягин перестал представлять СССР в исполкоме Международного математического союза.
В 1979 году Маргулису разрешили выехать на три месяца в Западную Германию, после чего не выпускали вплоть до 1987 года. Несмотря на присуждение Медали Филдса, более трех лет ученого не допускали к защите докторской диссертации на мехмате МГУ - в конце концов, Григорий Александрович защитил ее в Минске. Это было частью общей кампании - достаточно сказать, что член десятка иностранных академий, один из крупнейших математиков XX века Израиль Гельфанд в течение 31 года (!) не мог стать действительным членом АН СССР из-за противодействия того же Виноградова и Понтрягина.
Как признается Маргулис, на родине его медаль вызвала резкое неудовольствие среди математического начальства. Все закончилось с распадом СССР, когда сотрудник московского Института проблем передачи информации РАН почти одновременно получил предложения стать профессором в Гарварде, Принстоне и Йеле. Он выбрал Йельский университет, где работает с 1991 года. Ученый является лауреатом премии Лобачевского, премии Гумбольдта и премии Вольфа, в 2001-м был избран в Национальную академию наук США, а с 2012 года состоит действительным членом Американского математического общества. Его именем названа "задача о салфетке Маргулиса": можно ли сложить прямоугольный лист бумаги в плоскую фигуру с периметром больше, чем у исходного прямоугольника.
Второй лауреат - Гилель Фюрстенберг - тоже с раннего детства проявлял математические способности. Он родился в 1935-м в Берлине и сразу после Хрустальной ночи был увезен родителями в США, где окончил Yeshiva University - одно из старейших высших еврейских учебных заведений, где традиции ортодоксального иудаизма гармонично сочетаются с преподаванием общих дисциплин. Еще будучи студентом Гилель печатался в The American Mathematical Monthly - самом читаемом математическом журнале в мире.
В 1958-м - в возрасте 23 лет - он защитил докторат в Принстонском университете, после чего преподавал в MIT, а в 1965-м репатриировался в Израиль. Здесь Фюрстенберг стал профессором в Институте математики им. Эйнштейна при Еврейском университете в Иерусалиме - во многом благодаря репатрианту из США этот институт считается сегодня крупным научным центром. Параллельно с 1968-го по 2003-й год Фюрстенберг был профессором в университете Бар-Илан.
В 1974 году ученый был избран в Академию наук Израиля, а в 1989-м стал членом Национальной академии наук США. В 1993 году он был удостоен Премии Израиля в области точных наук, в 2007-м получил премию Вольфа.
Международная Абелевская премия за 2020 год была присуждена Маргулису и Фюрстенбергу "за новаторство в использовании методов теории вероятности и динамики в теории групп, теории чисел и комбинаторике".
О выдающейся роли евреев в прогрессе естественных наук написана не одна сотня статей, поэтому ограничимся лишь констатацией факта: со времени учреждения Абелевской премии в 2003 году из 22 ее лауреатов семеро было евреями.