Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Кто и почему сдает Асада

После победы мятежников в Ливии внимание международной общественности переключилось на Сирию, причем главным фактором давления на Дамаск стали арабские страны.

21.11.2011
Источник:MIGnews.com
Zahav.ru

Читайте также

После победы мятежников в Ливии внимание международной общественности переключилось на Сирию, причем главным фактором давления на Дамаск стали арабские страны. Лига арабских государств временно исключила Сирию из своих рядов, требуя от Башара Асада выполнить целый ряд требований: убрать с улиц армию и бронетехнику, освободить политических заключенных, разрешить въезд в страну иностранной прессе и наблюдателей ЛАГ. Сирийские власти согласны лишь на часть этих условий (например, на въезд наблюдателей), но с определенными ограничениями. Что касается подавления народных выступления, то тут выполнение требований ЛАГ ставит под угрозу само существование правящего режима.

Монархии Персидского залива во главе с Катаром и Саудовской Аравии уже готовы отозвать из Дамаска своих послов. Король Иордании Абдалла II открыто призвал Асада уйти в отставку. Правда, король уточнил, что дело не в личности президента, а в самой системе.

Решение ЛАГ, возможно, позволит провести в Совбезе ООН резолюцию о жестких санкциях против Сирии. Эти санкции блокируют Россия и Китай, но инициатива арабских стран делает их согласие более реальным. Представители США и Европы рассчитывают, что именно арабы будут настаивать на принятии такой резолюции, и это позволит странам Запада избежать очередных обвинений во вмешательстве в политику региона.

Ряд аналитиков предупреждает, что экономическое и политическое давление вряд ли будет эффективно, и силовая акция против Сирии неизбежна. Приостановление ее членства в ЛАГ фактически дает международному сообществу "добро" на такой шаг. Точно так же в феврале 2011 года из ЛАГ была исключена Ливия.

Для Башара Асада изгнание из Лиги стало серьезным и неожиданным ударом. Сирия не просто стояла у истоков образования ЛАГ, но и долгое время претендовала на лидерство в арабском мире, ставя себе в заслугу тот факт, что из всех соседей Израиля только она не идет на компромиссы с сионистами. Асад не заключал мира с Израилем, как Садат, не противопоставлял себя другим арабским руководителям, как Каддафи. Чем же он заслужил такую жесткую реакцию? Почему арабский мир "сдает" Сирию? Эксперты предлагают вспомнить, что тон в ЛАГ задают суннитские государства, в первую очередь, Саудовская Аравия и Катар. Именно они сыграли важную роль в исходе операции в Ливии. Алавиты, стоящие у власти в Сирии, хоть и считаются формально ответвлением шиитской общины, но не представляют угрозы для суннитов в силу своей малочисленности. Однако Дамаск, как известно, поддерживает шиитский Иран, главного противника суннитского мира. Таким образом, изоляция Сирии, а в перспективе и свержение режима – это, прежде всего, выпад в адрес Тегерана. При смене власти в Дамаске к руководству с высокой вероятностью придут "Братья-мусульмане" - наиболее непримиримые враги клана Асадов, верные саудовским монархам.

Сирийская оппозиция активно разыгрывает иранскую карту. Бывший сирийский вице-премьер Абдель Халим Хаддам, ныне живущий во Франции, пугает Запад тем, что попустительство в отношении Асада приведет к иранскому господству во всем регионе и к контролю Тегерана над мировыми ценами на нефть. Защитники официального Дамаска, со своей стороны, обвиняют ЛАГ, и прежде всего аравийские монархии, в проведении проамериканской политики. Действительно, для США смена режима в Сирии открывает возможность более интенсивного давления на Иран. Но в этом устремления суннитских государств и Запада совпадают.

Другой причиной жесткого подхода ЛАГ является понятное желание успокоить страсти на Ближнем Востоке. Сирийское движение протеста добавляет напряженности в общую неспокойную ситуацию в регионе и грозит перекинуться на те страны, которые пока не задеты "арабской весной". Больше всего этого боятся власти Иордании. Хашимитское королевство уже испытывает проблемы из-за наплыва тысяч сирийских беженцев. Король Абдалла, обращаясь к Башару Асаду, не случайно подчеркнул, что на его месте ушел бы в отставку, предварительно позаботившись о том, чтобы преемники смогли осуществить необходимые реформы. Эта речь адресована не столько Асаду, сколько иорданцам, которые должны оценить готовность своего монарха к демократическим преобразованиям.

Существует также мнение, что, исключая Сирию из своих рядов, ЛАГ пытается свести воздействие на страну к дипломатическим шагам и избежать иноземного вторжения. Поскольку авиация Асада, в отличие от ВВС Каддафи, не участвует в подавлении мятежа, силовое решение конфликта извне может означать только наземную операцию. В арабском мире не особенно жаждут снова увидеть на своей земле войска бывших колонизаторов - англичан и французов. Это соображение морального свойства, разумеется, отступит перед насущными политическими задачами. Но не секрет, что арабские страны предпочли бы, чтобы смена власти в Сирии произошла без участия НАТО или, к примеру, Турции.

Израиль в этом раскладе занимает позицию стороннего наблюдателя и старается не проявлять своего отношения к происходящему. Впрочем, однозначной оценки событий в Сирии и вокруг нее в израильском обществе нет. По их поводу существуют две точки зрения. Одна была недавно высказана экспертом по Сирии и Ливану Эялем Зисером, который считает, что падение Асада пойдет на пользу Израилю, поскольку ослабит "Хизбаллу" и приведет к еще большей политической изоляции Ирана. Однако более популярно мнение главы военно-политического штаба министерства обороны и в прошлом командующего северным военным округом Амоса Гилада. Он предостерегает, что происламистские силы, которые придут к власти в Сирии, будут настроены по отношению к Израилю гораздо агрессивнее, чем хитрый и осторожный Асад. Опасность усугубляется исламизацией других соседей Израиля – Египта, а в перспективе и Иордании, которая тоже находится на пороге радикальных перемен. В сущности, регион движется к образованию целого блока исламистских государств с преобладающим влиянием "Братьев-мусульман" и родственных им радикальных движений. В этом контексте ослабление Ирана даже невыгодно Израилю, поскольку оно означает конец шиитско-суннитского противостояния и разобщения исламского мира, который теперь может единым фронтом выступать против Израиля.

Не стоит также забывать о Ливане, где сосредоточены главные сторонники режима Асада в лице боевиков "Хизбаллы". Недавно их лидер шейх Хасан Насралла предупредил, что "Партия Аллаха" не будет сидеть сложа руки, если Иран или Сирия подвернутся нападению. Арабские СМИ сообщают о режиме повышенной боевой готовности на границе с Израилем, объявленной в рядах "Хизбаллы". Не исключено, что боевики пойдут на очередную провокацию и даже развязывание новой Ливанской войны, чтобы отвлечь внимание международного сообщества и не допустить операции против Сирии.

У Израиля сегодня нет возможности влиять на ситуацию, кроме наращивания своей оборонительной мощи и надежд на возобновление отношений с Турцией. В нынешнем положении есть только один плюс: время, когда и страны "арабской весны", и Сирия, заняты своими проблемами, является наиболее подходящим моментом для удара по Ирану – если, конечно, Израиль сочтет этот удар необходимым.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке