Читайте также
ХАМАС неожиданно заявил, что готов признать Израиль и даже вести с ним мирные переговоры. Правда, прежде Израиль должен согласиться на возвращение к границам 1967 года и раздел Иерусалима, после чего будут обсуждаться другие вопросы, в том числе и сам факт признания.
Нетрудно заметить, что это та же старая песня о предварительных условиях, которые давно пытается навязать нам Аббас. Но в случае с ХАМАСом она может иметь больший успех, поскольку исполняется впервые.
Отношение ХАМАСа к Израилю претерпело изменения, с тех пор как в Хартии 1988 года была обозначена его главная цель – освобождение всей «священной палестинской земли от оккупации». Считается, что поворотным пунктом стала победа на выборах 2006 года и формирование правительства Газы в 2007-м, когда ХАМАСу пришлось взять на себя ответственность за население сектора. Но отдельные намеки на возможность сосуществования с Израилем звучали и раньше. О заключении длительного перемирия говорил в 1993 г. даже основатель движения шейх Ахмад Ясин. Его преемник Абдель Азиз ар-Рантиси в 2004-м соглашался на «поэтапное освобождение нашей земли» в границах 1967 г. Эти высказывания не мешали Ясину и Рантиси организовывать страшные теракты против израильтян, за что оба были ликвидированы израильской армией.
Во второй половине 2000-х границы 1967 года обсуждались в Палестине уже не только умеренными, но и исламистами. Этому способствовало изменение баланса сил после смерти главы ООП Ясира Арафата в 2004 году. ХАМАС получил шанс занять ведущее место на политической карте ПА. Для этого ему нужно было сменить имидж, из террористической банды превратиться в принципиальных, но адекватных политиков.
Предвыборная программа хамасовского блока «За изменения и реформы» в 2005 году содержала и критику соглашения Осло, и провозглашение права палестинского народа на борьбу с оккупацией любыми методами, и цель - создание палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Однако в ней не уточнялись границы будущего государства и не говорилось об уничтожении Израиля. По сравнению с Хартией, это был большой прогресс. А проект программы правительства национального единства 2006 года утверждал, что «правительство будет очень ответственно относиться к подписанным соглашениям».
Хотя ни правительству, ни программе не суждено было осуществиться, ХАМАС уже был морально готов к созданию палестинского государства в границах 1967 года. Вступая в должность премьер-министра Газы, хамасовский лидер И.Хания в своей речи ни разу не произнес слов «вооруженная борьба». Летом 2009 года, по следам Каирской речи Барака Обамы, замминистра иностранных дел правительства ХАМАС Ахмад Юсеф в интервью британским СМИ заявил, что движение «очень близко к тому, чтобы признать Израиль» и не будет возражать против существования палестинского государства рядом с израильским.
Трансформация ХАМАСа отражает общую тенденцию исламистских движений к большей умеренности и включению в политическую жизнь. До недавнего времени аналитики видели в этом явлении только позитивную сторону. В пример ставилась Турция, где исламисты адаптировали свою идеологию, благодаря чему сумели прийти к власти в 2002 году и сохранить ее до наших дней. Однако сегодняшняя политика и амбиции турецкого правительства доказывают, что исламистский волк не меняется, даже надев овечью шкуру светского демократа.
ХАМАСу влезть в эту шкуру еще труднее. В его идеологии традиционные мусульманские ценности и «изгнание оккупантов со всей палестинской земли» неразрывны. Отказаться от одного означает поставить под сомнение другое.
Но жизнь вносит свои коррективы. Помимо всего прочего, ХАМАСу приходится меняться из-за острой конкуренции с ФАТХом - не только за влияние, но и за деньги спонсоров, финансирующих проект «Палестина». По сути, урегулирование сегодня – это форма борьбы ФАТХа и ХАМАСа, в которой до сих пор с большим отрывом выигрывали «легитимные партнеры» из ПНА. Но теперь исламисты вступают в игру на чужом поле. Разница в том, что они представляют соглашение о двух государствах как промежуточный этап на пути к конечной цели – арабскому государству на всей территории «оккупированной Палестины». Критика «аббасоидов», заключающих «позорные» договоры с сионистами, не отрицает такие договоры в принципе, а указывает, что они ущемляют интересы палестинского народа, отстоять которые способен только ХАМАС.
Готовность признать Израиль также поможет ХАМАСу сформировать общую платформу с ФАТХом в правительстве национального единства, если оно когда-нибудь будет создано.
Еще одна причина «смягчения» ХАМАСа – потеря поддержки в лице Асада и откровенная враждебность нового Египта. Исламистов Газы не жаловали даже «Братья-Мусульмане», не говоря уж о сменивших их военных.
Наконец, хамасовцы, как огня, боятся военного вмешательства Израиля, которое может закончиться новой оккупацией Газы, к радости Аббаса, готового пожертвовать сектором ради единоличной власти на Западном берегу.
Если эти условия не изменятся, то ХАМАС, возможно, признает Израиль, даже отказавшись от своих нынешних требований. Только это формальное признание недорого стоит. Как известно, в 1993 году еврейское государство признал Арафат, что не помешало ему поддерживать террор и развязать кровавую интифаду Аль-Акса. В истории есть и более убедительный пример: пророк Мухаммад, который в 628 г. заключил с племенем курейш в Мекке перемирие, но вскоре обвинил партнеров в нарушении договора, аннулировал его и завоевал Мекку.
Меняя характер своей риторики, ХАМАС не отказывается от планов по уничтожению Израиля. Просто, видя их неосуществимость сегодня, он делегирует эту задачу следующим поколениям. Не случайно антиизраильская пропаганда процветает в палестинских школах и университетах – там растят будущих воинов джихада и освободителей Палестины.