Читайте также
14 августа исполнится семь лет после окончания Второй Ливанской войны. Семь лет - это достаточный срок для того, чтобы дать объективную оценку, как ее результатам, так и действиям израильского правительства и руководства израильской армии. Но сначала немного предыстории. Как известно, 24 мая 2000 г Израиль вывел свои войска из Ливана. Однако атаки "Хизбаллы" на Израиль не прекратились. Ливанские террористы продолжали боевые действия против Израиля, в ходе которых с 25 мая 2000 г. и до 13 июля 2006 г. погибли 20 израильтян и 67 получили ранения. Не прекращались и попытки похищений израильских солдат. При этом "Хизбалла" непрерывно наращивала свою военную мощь, создавала системы подземных бункеров вдоль израильской границы, увеличивала ракетный потенциал и интенсивно тренировала свои кадры.
12 июля 2006 года боевики "Хизбаллы" обстреляли укрепленный пункт "Нурит" и приграничный населенный пункт Шломи на севере Израиля с одновременным нападением на пограничный патруль израильской армии. При обстреле населенного пункта были ранены 11 человек, а при нападении на израильский патруль были убиты трое израильских солдат и двое захвачены в плен (Эльдар Регев и Эхуд Гольдвассер). Позже при попытке преследования террористов на фугасе подорвался израильский танк, в результате погибло еще четверо израильских солдат. Это спровоцировало военный конфликт на израильско-ливанской границе, который стал началом Второй Ливанской войны.
Первоначально речь шла не о войне, а только о широкомасштабной операции, получившей название "Достойное возмездие", целью которой была ликвидация угрозы Израилю со стороны "Хизбаллы". Разве Израиль не должен был ответить подобающим образом на эту провокацию обнаглевших террористов, разве можно было и дальше терпеть усиление и нарастающую агрессивность шиитской военизированной группировки? И разве премьер-министр Эхуд Ольмерт был не прав, когда заявил в ответ на требование "Хизбаллы" выпустить из тюрем несколько тысяч палестинских заключенных в обмен на освобождение захваченных израильских солдат: "Хизбалла" фактически развязала новую войну. Никаких переговоров с террористическими организациями не будет. Реакция Израиля будет жесткой, и Ливан заплатит высокую цену"?
Война длилась 34 дня с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН было объявлено прекращении огня. В результате наземной операции израильской армии удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани, и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков "Хизбаллы". В разгар сухопутной операции в конце войны на территории Ливана было единовременно не более 9-10 тысяч бойцов израильской армии. Кроме того, израильская авиация непрерывно бомбардировала населенные пункты и различные объекты инфраструктуры на всей территории Ливана. Число боевиков "Хизбаллы", участвующих в боевых действиях, составляло 3.500 - 4.000 человек, которые были хорошо обучены ведению партизанской войны и имели на вооружении, кроме стрелкового оружия, также противотанковые средства, легкие зенитные системы, минометы, диверсионно-подрывные средства. Основу огневой мощи "Хизбаллы" составляли артиллерийские ракеты различных типов, которыми в течение месяца проводился массированный обстрел северных городов и поселений Израиля. В результате этих обстрелов сотни тысяч израильтян от Метулы и до Хадеры находились в опасной зоне обстрела. Военные потери Израиля в этой войне составили 121 человек погибших и 400 раненых, а гражданские потери - 44 погибших и 4262 раненых. Военные потери "Хизбаллы" согласно данным ООН составили 500 погибших(700 по утверждению ЦАХАЛа). Потери среди граждан Ливана были следующими: 1191 погибших и 4409 раненых.
Безусловно, в этой войне у Израиля были как успехи и достижения, так и неудачи и серьезные ошибки. Однако, во время войны и в первые месяцы после ее окончания чаще были слышны критические голоса, как в адрес правительства, так и в адрес израильской армии и ее руководства. Тогда справедливо отмечали и допущенные тактические просчеты, и слабую подготовленность израильских солдат и офицеров к боевым действиям, и неподготовленность израильского тыла. Но при этом, израильские СМИ, сосредоточив свое внимание на тактических просчетах, отказывались видеть стратегические достижения. Вообще что-либо положительное почти не замечалось и почти не отмечалось.
Большинство израильских граждан, журналистов и даже специалистов считали эту войну Израилем проигранной. Поэтому ругали все – и то, что Израиль вообще начал эту войну, и как эта война велась. Левые критиковали правительство и руководство армии потому, что они всегда против любой войны, а правые были настроены критиковать все, что бы Ольмерт, Перец и Ливни ни сделали. Левые утверждали, что вступать в войну следует лишь тогда, когда нет иного выхода, и поэтому будто бы, захват боевиками "Хизбаллы" двух израильских военнослужащих не мог оправдать решение о начале масштабной военной операции. А правые просто воспользовались слабой подготовленностью армии и тыла и возникшими во время войны трудностями, чтобы свалить все неудачи на премьер-министра Ольмерта и его правительство. Но разве Ольмерт несет ответственность за плохую подготовленность к войне израильской армии в июле 2006 года, ведь он стал премьер-министром только с 14 апреля того же года? Логичней предположить, что армия оказалась неподготовленной к войне по вине предыдущих премьер-министров: Биньямина Нетаниягу (с 1996 по 1999), Эхуд Барака (с 1999 по 2001), Ариэль Шарона (с 2001 по 2006). Получилось так, что благодаря усилиям и левых и правых, некому было показать израильтянам оправданность и даже необходимость серьезных военных действий со стороны израильской армии, и некому было защитить от несправедливых нападок действия израильского руководства.
В целом израильские СМИ оказались не способны дать объективную оценку военным действиям и активно помогали созданию атмосферы всеобщего недовольства и разочарования. Каждая ошибка или неудача израильской армии, сопровождавшиеся убитыми и ранеными израильскими солдатами, вызывали неоправданный шквал новой критики. Как будто война - это какая-то увеселительная прогулка, как будто на войне можно обойтись без жертв. Можно говорить, что обществу было навязано мнение, что Израиль эту войну проиграл. Поэтому израильские СМИ, как и некоторые политики и специалисты, несут ответственность за неверный нарратив этой войны и за несправедливую критику в адрес израильских руководителей государства и армии.
Обрушившаяся на правительство критика заставила подать в отставку министра обороны Амира Переца и начальника генштаба Дана Халуца, а репутации премьер-министра Ольмерта был нанесен непоправимый ущерб. Результатом сложившейся общественной атмосферы явилось создание комиссии Винограда, которая должна была изучить и дать оценку действий руководства страны во время войны. Видимо, находясь под сильным воздействием СМИ и сложившегося общественного мнения, комиссия Винограда возложила всю ответственность за провалы кампании на премьер-министра Ольмерта, министра обороны Переца и начальника генштаба Халуца. По мнению главы комиссии, "Эхуд Ольмерт несет личную ответственность за провал Второй ливанской войны", поскольку его решение нанести удар по Ливану в ответ на похищение двух израильских солдат боевиками "Хизбаллы" не основывалось на тщательном анализе внутриполитической ситуации в Ливане, что в конечном итоге привело к большому числу жертв среди гражданского населения Израиля и необходимости проведения "широкомасштабной наземной операции, цена которой оказалась слишком высокой". Что же, нужно было вообще отказаться от военной операции по причине неподходящей внутриполитической ситуации в Ливане, или начать ее на несколько месяцев позже, но тогда кто же в мире принял бы такую операцию и поддержал бы Израиль? Тогда бы Израилю даже США не дали бы одной-двух недель на ее проведение, именно по горячим следам как-то еще можно было получить понимание США и некоторых европейских стран.
Думаю, что эта комиссия не справилась со своей задачей, так как всего через несколько лет оценки результатов Второй Ливанской войны сильно изменились в положительную сторону. С каждым годом, отдаляющим нас от военных действий, все больше журналистов и специалистов дают менее эмоциональную, более объективную и, поэтому, более верную оценку этой войны. Вот, например, что писалось в газете "Маарив" уже через три года после окончания войны: "Так что же принесла нам эта война? Спокойствие на границе. Внушительную стратегическую победу. Хасан Насралла все еще сидит в бункере. Были уничтожены сотни боевиков "Хизбаллы", была разрушена значительная часть инфраструктуры этой террористической группировки. "Хизбалла" не смеет больше отрыто действовать на юге Ливана. Вдоль израильской границы дислоцирована ливанская армия. 12 тысяч военнослужащих миротворческого корпуса ООН беспрепятственно передвигаются по территории Южного Ливана. И самое главное: за три последних года по населенным пунктам Галилеи боевиками "Хизбаллы" не было выпущено ни одной ракеты. Таких спокойных лет не было на севере страны с 1968 года. ( "Вторая Ливанская - три года после войны", "Маарив", 06/07/2009).
А вот что писалось в статье "Вторая Ливанская война не была провалом для Израиля", через пять лет после окончания войны: "Однако в общем зачете Израиль завершил эту войну с серьезными стратегическими и политическими достижениями. Северная граница спокойна вот уже пять лет. Несмотря на противодействие "Хизбаллы", ливанская армия заняла позиции в южной части страны. Международный военный контингент дислоцирован вдоль границы с Израилем. Все это создает немалые сложности для шиитской группировки. Линия защиты "Хизбаллы" в Южном Ливане разрушена, членам группировки сложно в открытую передвигаться с оружием в этом районе. … ЦАХАЛ восстановил свои возможности, позволяющие Израилю сдерживать шиитов." (Йоси Мельман, "Гаарец", 18.07.2011)
По прошествии семи лет приведенные выше оценки Второй Ливанской войны выглядят еще более убедительными. Вот уже семь лет на израильско-ливанской границе спокойно, и боевики "Хизбаллы" не смеют подходить близко к пограничному забору, как это было до войны. Эта война сыграла важную роль в устрашении и сдерживании террористов, так как они поняли, что за нападение на израильский патруль обязательно будет серьезное возмездие, и они заплатят за это высокую цену. Это главный результат войны. Кроме того, после ее окончания были сделаны выводы, ЦАХАЛ многое исправил и улучшил в подготовке к возможной будущей войне израильских солдат и гражданского тыла. Неслучайно один из аналитиков справедливо и не без иронии написал, что "Корректируя ошибки военных действий… Израиль увеличил свои возможности. Израиль должен поблагодарить "Хизбаллу" за поданный ему сигнал к пробуждению." Теперь можно смело говорить что, несмотря на большие жертвы, которые пришлось заплатить как израильской армии, так и гражданскому населению, Вторая Ливанская война принесла нашей стране немало стратегических достижений, и ее никак нельзя считать поражением для Израиля.