Читайте также
Еще недавно, в 2012 году, казалось, что исламисты смогли преодолеть свои многочисленные внутренние разногласия – сектантские (сунниты, шииты), политические (монархисты, республиканцы), тактические (политические методы, насилие), или отношение к современности (салафиты, Мусульманское братство) – и готовы сотрудничать. В Тунисе, например, салафиты и мусульманские братья (МБ) нашли общий язык. Различия между всеми этими группами были реальными, но, как я выразился тогда, вторичными, потому что "все исламисты стремятся к одной и той же цели: к полному и беспрекословному установлению исламского закона (шариата)."
Такое сотрудничество все еще сохраняется в мелочах, как показывает недавняя встреча между членом правящей партии Турции и главой организации салафитов в Германии. Но в последние месяцы исламисты безоглядно и безжалостно вцепились друг другу в горло. Исламисты еще принадлежат единому движению, имеющему сходные цели превосходства и установления утопии, но они разделены различиями – персональными, этническими, методологическими и философскими.
Исламистская междоусобная борьба разгорелась во многих странах, где имеется мусульманское большинство. Напряженность между суннитами и шиитами и различие в подходах к исламизму можно видеть в конфликте между Турцией и Ираном; в Ливане исламисты-сунниты противостоят исламистам-шиитам и армии; в Сирии суннитские исламисты воюют с шиитскими; в Ираке происходит столкновение между шиитскими и суннитскими исламистами; в Египте суннитские исламисты выступают против шиитов; в Йемене хутеиты воюют с салафитами.
Чаще, однако, происходят внутрисектантские конфликты: Хаменеи против Ахмадинежада в Иране; ПСР против гюленистов в Турции; Асаиб Ахль аль-Хак против Муктады аль-Садра в Ираке; монархия против МБ в Саудовской Аравии; Исламский Фронт Освобождения против Фронта Нусра в Сирии; МБ Египта против Хамаса по поводу военных действий против Израиля; МБ против салафитов в Египте. В Судане – столкновение двух ведущих идеологов и политиков, Омара аль-Башира против Хасана аль-Тураби. В Тунисе салафиты (Ансар аль-Шариат) борются против организации образца МБ (Ан-Нахда).
Различия, кажущиеся незначительными на первый взгляд, могут приобретать сложные свойства. Попробуем проследовать мистической логике бейрутской газеты о боевых действиях в североливанском городе Триполи:
Ужесточились столкновения между различными исламистскими группировками в Триполи, разделенными между политическими движениями 8 Mарта и 14 Mарта ... После убийства в октябре ведущей фигуры из 14 Mарта и начальника разведки бриг. генерала Виссама аль-Хасана споры между исламистскими группировками в Триполи продвигались к вооруженному конфликту, особенно после убийства шейха Абдель-Раззака Асмара, чиновника из исламского движения Таухид, через несколько часов после смерти Хасана. Шейх был застрелен ... в ходе вооруженного столкновения, вспыхнувшего, когда сторонники Канаана Наджи, независимой исламистской фигуры, связанной с Национальным Исламистским Собранием, попытались взять штаб-квартиру исламского движения Таухид.
Эта модель раздробления напоминает разделение в рядах пан-арабских националистов в 1950-х годах. Они стремились объединить все арабоязычные народы или, как тогда говорили, "От [Атлантического] океана до [Персидского] залива". Какой бы привлекательной ни была эта мечта, ее лидеры перессорились по мере того, как движение росло в силе, обрекая пан-арабский национализм на то, что он в конечном итоге рухнул под тяжестью калейдоскопа множащихся все более мелких конфликтов. К ним относятся:
Гамаль Абдель Насер (Египет) против правящих партий Баас в Сирии и Ираке. Сирийская партия Баас против иракской партии Баас. Сирийские суннитские баасисты против сирийских алавитских баасистов. Сирийские алавитские баасисты-джадидисты против сирийских алавитских баасистов-ассадистов.
И так далее. В действительности все усилия по формированию арабского союза провалились – в частности, Объединенная Арабская Республика между Египтом и Сирией (1958-61 гг.), как и другие попытки: такие, как Арабская Федерация (1958 г.), Объединенные Арабские Государства (1958-61 гг.), Федерация Арабских Республик (1972-77 гг.), сирийское господство в Ливане (1976-2005 гг.) и иракская аннексия Кувейта (1990-91 гг.).
Отражая исторические разделения на Ближнем Востоке, разногласия в рядах исламистов мешают им работать вместе. По мере того, как движение испытывает подъем, а его члены приближаются к власти и фактически правят, разногласия между ними разрывают его на части. Соперничество, незаметное, когда исламисты прозябают в оппозиции, оказывается непреодолимым, когда они приходят к власти.
Если тенденция к дроблению будет продолжаться, то исламистское движение обречено, подобно фашизму и коммунизму, быть не более, чем угрозой причинить огромный ущерб цивилизации, но никогда не возобладать. Это возможное ограничение исламистских сил, которое стало заметно только в 2013 г., дает основания для оптимизма, но не для самоуспокоения. Даже если все выглядит лучше, чем год назад, тенденции могут быстро пойти вспять. Долгая и трудная работа по победе над исламизмом все еще впереди.
Перевод с английского И. Эйдельнант