Читайте также
Мона Халиль: ни о каком военном перевороте в «Стране пирамид» не может быть и речи
События, разворачивающиеся в Египте, комментируют у нас теперь все: и власть, и политологи, и эксперты, и журналисты, и даже просто любители отдыха на Красном море. Но вот незадача: практически все повторяют западные установки: в стране произошел военный переворот, и не за горами гражданская война по сирийскому сценарию. Все бы ничего, да только совесть не позволяет молча смотреть на то, как отечественные СМИ с каким-то остервенелым энтузиазмом подключились к информационной войне, развязанной западными коллегами против Страны пирамид.
Обозначим сразу: то, что произошло на днях в Египте – никакой не военный переворот, а самое настоящее народное восстание. И гражданской войны, вроде той, что идет в Сирии, в Египте просто быть не может.
30 июня – в день годовщины президентства Мухаммеда Мурси, представляющего самую большую в мире радикальную исламистскую организацию «Братья - мусульмане»* – по всей стране стали выходить люди. По оценкам египетских источников, в общей сложности с требованием отставки президента и отстранением от власти его организации выступили одновременно более 30 миллионов человек! Представители разных слоев населения (от аристократии и интеллигенции до рабочих, крестьян и бедноты) выходили на площади своих городов по всему Египту. А те, кто по состоянию здоровья не мог выйти на площадь, спускались на улицы рядом со своими домами. Несмотря на то, что протестные выступления планировались заранее, никто и представить не мог, что они окажутся столь массовыми. Не исключено, что египетский протест является самым многочисленным в истории человечества.
Поскольку иллюзий, что Мурси добровольно покинет пост президента, внемля гласу своего народа, ни у кого не было, египтяне фактически обращались к своей армии, которая традиционно считается защитницей народных интересов, с просьбой о поддержке. В результате вооруженные силы страны выдвинули президенту Мурси ультиматум, согласно которому в течение 48 часов тот должен был предложить выход из сложившегося кризиса. Источники сообщают, что министр обороны Египта неоднократно обращался к Мурси с просьбой согласиться на проведение общенационального референдума по вопросу его нахождения у власти. Однако тот настаивал на том, что является легитимно избранным президентом, а протестующих всего каких-то 160 тысяч человек.
На протяжении всего срока ультиматума миллионы египтян по всей стране продолжали свое великое стояние. «Мы дали ему право быть президентом, которое он не оправдал. Теперь мы – народ – лишаем его этого права», - говорили люди.
По окончании срока ультиматума верхушка вооруженных сил провела шестичасовое совещание с представителями основных политических и религиозных сил страны. В результате было принято решение об отстранении Мурси от власти. Решение поддержали представители всех наиболее влиятельных институтов Египта: главный мусульманский авторитет, Великий Имам «Аль-Азхара» шейх Ахмед Аль-Тайеб, Патриарх Коптской православной церкви Тавадрос II, руководитель оппозиционного «Фронта национального спасения» нобелевский лауреат Мухаммед Барадей, представители революционной молодежи, выступившие локомотивом египетской революции 2011 года, в ходе которой был свергнут казавшийся незыблемым режим Хосни Мубарка.
Так что ни о каком военном перевороте речи быть не может. Тем более что сама формулировка, будто в Египте произошел военный переворот и насильственный захват власти военными является выдумкой самих «Братьев - мусульман»*, обратившихся к мировым державам с просьбой незамедлительно вмешаться. Более того, вооруженные силы неоднократно заявляли, что не претендуют на власть в стране и готовы передать ее гражданским лицам, что впоследствии и было сделано.
Что касается утверждений о гражданской войне и сравнений с сирийским сценарием, то их могут озвучивать люди, плохо представляющие себе структуру египетского общества и национальный характер египтян. В отличие от Сирии, общество в Египте достаточно однородно, что бы ни рассказывали про якобы непримиримый мусульмано-христианский конфликт.
За время президентства Мурси ситуация в Египте резко ухудшилась, поскольку представители «Братьев - мусульман»*, которые были назначены практически на все ключевые посты в стране, оказались совершенно недееспособны, будь то политическая, экономическая, финансовая или какая-либо иная сфера. Страна неумолимо приближалась к катастрофе. Перебои с бензином и повсеместное отключение электроэнергии стали частью ежедневной реальности. Не говоря уже о том, что одна из главных статей дохода – туризм – медленно, но верно умирал. Прибавим к этому политические репрессии, нападки на свободу слова, возбуждение уголовных дел против несогласных с политикой «Братьев - мусульман»*.
Согласно докладу Международного центра развития, за год правления «Братьев - мусульман»* число протестных демонстраций выросло в разы. Так, если в последний год Мубарака у власти в среднем фиксировалось 176 демонстраций в месяц, то при Мурси эта цифра достигла 1140!
1 мая 2013 года трое молодых египтян начинают сбор подписей против режима «Братьев - мусульман»* и президента Мурси. Кампания называется «Восстание» и неожиданно даже для своих создателей начинает расти как снежный ком. Оказывается, почти все, к кому обращаются активисты «Восстания» на улицах Египта, хотят подписаться! Причем, чтобы петиция была действительной, подписавшийся должен был заполнить графу ФИО и указать номер национального удостоверения личности. Через два месяца было собрано 22 миллиона подписей.
С момента объявления об отстранении Мурси сторонники свергнутого президента продолжают демонстрации и нападения на мирных граждан. Исламистами развязана уличная война, однако армия, к которой присоединилась и полиция, намерена в ближайшее время покончить с бандами.
Тем не менее, недооценивать опасность насилия со стороны радикалов не стоит: помимо египтян, одурманенных идеями «пустынного ислама», как называют радикальный исламизм некоторые египетские аналитики, в уличных кровопролитиях участвуют уголовники, выпущенные в свое время «Братьями - мусульманами»* для подобных целей. На демонстрациях в поддержку Мурси были замечены черные флаги Аль-Каиды**...
Необходимо отметить, что главным союзником «Братьев - мусульман»* являются Соединенные Штаты, сделавшие ставку на исламистов. Однако даже простым набожным египтянам очень скоро стало ясно, что эта группировка способна только торговать религиозными идеями, и к истинному исламу отношения не имеет.
Поддержку Вашингтоном Мурси и нежелание признать волю народа Египта называют провалом политики Обамы. В этом контексте становятся абсолютно понятными заявления американских СМИ о военном перевороте.
Российская же оценка событий имеет, скорее всего, иную природу. Слишком уж неприятный пример подали египтяне всему миру, продемонстрировав, что путем мирных выступлений все же можно добиться свержения власти...
Сегодня временным президентом переходного периода назначен председатель Конституционного суда авторитетный Адли Мансур, вице-президентом – Мухамед Барадей, известный своей неподкупностью, премьер-министром стал известный экономист Хазем Аль-Беблави. Началась работа над созданием новой конституции, назначением кабинета министров. Египетские бизнесмены возвращаются в страну, начинается приток инвестиций, ожидается восстановление экономики.
В это трудно поверить, но в ходе египетских событий был низвержен глобальный проект политического радикального исламизма, к реализации которого «Братья - мусульмане»* стремились более 80-ти лет.
Ни у кого нет иллюзий, что уже завтра наступит райская жизнь. Очевидно, что агония радикалов будет очень болезненной. Ведь еще полгода назад было ясно, что «Братья - мусульмане»*, мечтавшие о власти столько десятилетий, без крови не уйдут. Но силовые структуры к этому готовы.
А люди, радующиеся, что смогли войти в священный месяц поста Рамадан без «Братьев - мусульман»*, готовы строить новый Египет.
_________________
* Деятельность организации «Братья – мусульмане» признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2003 года.
** Деятельность организации «Аль – Каида» признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. на основании представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по инициативе и на основании материалов ФСБ России.
Мона Халиль