Читайте также
Каждую неделю в канун наступления субботы я зажигаю свечи, надеваю красивое платье и иду в синагогу. По дороге я наблюдаю, как закатный свет окрашивает в мягкие тона дома моего квартала, смотрю на других молящихся, которые спешат в бейт-кнессет, боясь опоздать к началу чтения «Минхи». Я вижу, как закрываются магазины, наступает шабат. Посреди улицы, прямо между моим домом и местной синагогой, расположен филиал сети «Тив-Там». А в нем много покупателей, длинная очередь к кассе – словно суббота является единственным днем, когда можно, наконец, сделать покупки.
Я должна честно признать, что привыкнуть к таком способу «встречи субботы» мне было поначалу непросто. Я сердилась на этот магазин, затем меня раздражали люди, стоящие в очереди. Как же так? Вы не могли прийти за покупками на полчаса раньше? Затем я стала искать обходной путь, чтобы не проходить рядом с этим магазином. Но в итоге я просто решила присмотреться к тому, что происходит.Я стала присматриваться к людям, стоявшим у кассы с корзинами в руках. Пыталась понять, зачем они совершают покупки именно сейчас. Со временем я обнаружила, что, по-видимому, у них есть в этом необходимость. Может быть, они не родились, подобно мне, в автоматической системе соблюдения традиций. Может быть, они живут несколько иной, чем я, жизнью? Может быть, они только что вернулись с работы, и как раз сейчас обнаружилось, что в доме нет хлеба и молока? Может быть, они вообще не в состоянии сравнить божественную чистоту тихой субботы, царства покоя, и свою субботу, царство суеты? Может быть, им нужно приобрести что-то срочно - в эту самую минуту? И, слава Всевышнему, что есть такой магазин, который позволяет им это сделать. Люди. Обычные люди...Раньше я была убеждена, что секулярный человек обязан уважать меня, религиозную женщину. Разве это неясно? Если ты мой коллега по работе, то будь добр, назначь рабочую встречу в кошерном кафе или ресторане. Если ты зашел в мою синагогу, будь добр надень на голову кипу. Если ты, секулярная женщина, идешь по моей улице, будь любезна выглядеть скромно. Если ты живешь в моем государстве, пожалуйста, закрой в субботу свой магазин.Я прошу только одного: не оскорбляй мои религиозные чувства… Но, минуточку. Как насчет чувств секулярных людей? Да, выясняется, что и у светских израильтян тоже есть чувства, есть свои потребности, дом, работа, дети. Всякий раз, когда ты вынуждаешь светского человека делать нечто, что не является для него естественным, привычным, он чувствует, что к нему относятся неуважительно, пренебрегают его жизненными принципами. Давайте признаем правду: речь идет о состязании – кто кого?Мне немного надоело в последние годы требовать, чтобы уважали мои религиозные чувства. Уважение, понимание – это нечто, что ты получаешь, а не требуешь, берешь силой. Спор о еврейском облике государства длится многие десятилетия, и ему не видно конца. Этот спор включает в себя и вопрос соблюдения субботы. Но не только. Есть немало других аспектов. Взять, к примеру, недавнее предложение принять закон, требующий изменить определение государства как еврейского и демократического. Некоторым кажется, что можно силой закона определить характер и облик государства. Позвольте мне разрушить эту иллюзию. Облик государства определяется его гражданами и той реальностью, в которой они живут. Невозможно навязать законы, которым нет места в реальности 2013 года, такой, каковой она является на самом деле.Когда сотни тысяч людей не празднуют шабат в его традиционной форме, а проводят субботу в кафе, на пляже или в магазинах, совершая покупки, – закон, возможно, позволит силой закрыть двери домов этих людей, но никакой закон не изменит их сознание.Дина Абрамсон, «Маарив»