Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Еще раз о немцах Моисеева завета

День памяти жертв Катастрофы, а спустя неделю - День памяти погибших в войнах Израиля близки календарно не случайно. Есть глубокая внутренняя связь между этими двумя датами.

08.04.2013
Источник:Глобус
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

День памяти жертв Катастрофы, а спустя неделю - День памяти погибших в войнах Израиля близки календарно не случайно. Есть глубокая внутренняя связь между этими двумя датами, мы помним 6 миллионов погибших во время второй мировой войны и 30 тысяч павших израильских солдат во всех войнах и военных операциях с момента создания государства и до наших дней, помним о жертвах террора. Эта ужасная цена заставила мир признать право еврейского народа на свое государство, где бы он мог чувствовать себя в безопасности и восстановить национальный дом.

Вряд ли в 1930-е годы, даже когда начались шествия нацистов, немцы Мисеева завета (а большинство евреев в Германии так себя и называли) были готовы отправиться в Палестину - туда, где только пески, пустыни и болезни. Как было оставить статус, бизнес, экономическое процветание, насыщенную культурную жизнь с Берлинским филармоническим оркестром, с прекрасным исполнением Вагнера и Бетховена? И после «хрустальной ночи» евреи Берлина верили, что это всего лишь досадный эпизод. Даже когда их заставили надень желтые звезды Давида, богатые немецкие евреи стремились скорее в нейтральные европейские страны, США, на худой конец, в Латинскую Америку, но отнюдь не в Палестину. Историки, изучающие Катастрофу, не нашли документов, свидетельствующих о скачке эмиграции из Германии с приходом нацистов к власти. Держались до последнего, в надежде, что эта нацистская истерия сойдет на нет.

Узкое окошечко захлопнулось 1 сентября 1939 года, с началом второй мировой войны. Из оккупированной немцами части Польши в Западную Украину хлынули еврейские беженцы, для которых - вот же злая усмешка судьбы! – и Сибирь стала спасением. Остальные отправились в гетто, а после в лагеря, и эта нацистская машина геноцида безупречно и круглосуточно работала, даже когда Красная армия стояла на пороге. О Катастрофе написаны тысячи книг, огромное количество исследований посвящено тому, почему шесть миллионов евреев оказались жертвами, но на этот вопрос нет ответа. Человек жил надеждой и до последней минуты был готов питать иллюзии, что поезда повезут их не к месту мучительной смерти, а к новым рабочим местам и в зоны, защищенные от антисемитских выходок местного населения.

Когда читаешь истории о восстании в Варшавском гетто и Мордехае Анилевиче, об Ицхаке Витенберге, герое Вильнюсского гетто, то с удивлением узнаешь, что не все узники их поддерживали, не все им верили - ни те, кто работал на нацистов в юденратах, ни те, кто просто тянул тяжелую лямку в надежде на то, что если не высовываться, можно выжить. И ведь добровольно садились в поезда, добровольно оставались на оккупированной немцами территории. Многие действительно не могли эвакуироваться, а кое-кто и не хотел, считая, что немцы - интеллигентные люди, ведь их помнили с первой мировой войны. Сложное отношение и к раввинам в гетто, уповавшим исключительно на покорность и молитвы.

В Еврейском музее в Берлине открылась выставка «Все, что вы хотели знать о евреях». Но, очевидно, стеснялись спросить. Там в стеклянные кубы помещены мужчина-еврей и еврейка-женщина. «Живые» экспонаты охотно отвечают на вопросы любознательных – кто такой еврей, какой образ жизни он ведет. Посетители задают самые разные вопросы - сложные, легкие, серьезные, иногда в игровой форме. На экране фигурируют всем известные раввины, отвечающие в интерактивном режиме на вопросы посетителей, типа «Можно ли считать себя евреем, не пройдя обряд обрезания», «Может ли еврей перестать быть евреем» и так далее. Одни рецензенты выставку хвалят, другие, напротив, отчаянно ругают и даже называют ее антисемитской. Основой для создания экспозиции послужили вопросы посетителей, оставленные ими в книге отзывов за последние десять лет. По мнению многих экспертов, эти вопросы напоминают о настроениях, царивших в довоенной Германии накануне Холокоста. Организаторы, прочел я, утверждают, что попытались ответить по возможности остроумно на вопросы: «Почему у евреев длинные носы», «Почему евреи являются прирожденными бизнесменами», «Почему они кудрявые». Даже стенд есть с макетами этих разнообразных носов. Каждый день на выставке работает «дежурный еврей», в их числе – израильтяне.

У меня нет мнения об этой выставке, а вот в знаменитом Еврейском музее в центре Берлина бывать приходилось. В последние десятилетия еврейское население Германии значительно выросло. Немцы после Коля перестали каяться и, по задумке Шредера, задача Германии – восстановить еврейскую ашкеназийскую общину до того процента, который она составляла перед приходом Гитлера к власти. Как к идее Шредера ни относись, но за счет эмигрантов из Восточной Европы и бывшего СССР это удается. По крайней мере, у этих евреев есть свой запасной аэродром – государство Израиль, где мы с вами живем. Живем и ежегодно поминаем наших погибших. Погибших в войнах, лагерях и гетто.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке