Читайте также
Я давно заметил, что в странах молодой демократии, как наш Израиль, часто хорошего политика(принципиального, ответственного, думающего, прежде всего об интересах государства) ругают все - и правые, и левые, и СМИ. Это лишний раз подтверждает давно известную истину, что массы любят популистов и демагогов. Большинство обычно склонно к крайностям, реальная же жизнь не только сложна и многоцветна, но и протекает не по прямой линии, а путано и извилисто, как ручей. Вот и с Ципи Ливни происходит то же самое. Как только в начале предвыборной кампании в Кнессет 19-го созыва Ливни объявила о создании своей партии, ее начали ругать все - и правые и левые, и израильские СМИ, которые встретили новую партию враждебно. И когда лидер движения "А-Тнуа" первой подписала коалиционное соглашение с блоком "Ликуд Бейтейну", ее тут же опять стали ругать. 19 февраля на совместной пресс-конференции лидеров двух партий было объявлено, что Ципи Ливни возглавит министерство юстиции, а также будет ответственной за переговоры с палестинцами.
Как часто можно услышать, что политика – это грязное дело и порядочные люди в политику не идут, что все политики просто карьеристы, думающие только о себе и о своем кресле. Но вот же есть другой политик – Ципи Ливни, которая не замечена в коррупции или воровстве, не была задействована в скандалах или других грязных делах, которую все считают человеком принципиальным, честным и прямым. Таких в израильской политике действительно не много. В прошлой каденции Ливни проявила редкую принципиальность - отказалась от кресла премьер-министра, не уступив шантажу партии ШАС. Разве это оценили должным образом, разве это помогло Ливни на выборах? Нет, израильское большинство не замечает ее достоинств, не верит ей, и ругает при каждом удобном случае. Ливни - политик с большим опытом, настоящий центрист и, казалась бы, у нее должно быть много сторонников. Правых я еще могу понять, так как они не желают никаких мирных переговоров с палестинцами, но критика со стороны МЕРЕЦ и Аводы в адрес Ливни мне совершенно непонятна. Что же лучше, если Нетаниягу сформирует правительство только из правых и религиозных партий и переговорный процесс будет заморожен еще на несколько лет? Неужели лучше, чтобы в будущем правительстве ответственным за переговоры с палестинцами был Либерман, или Элькин, или сам Биби?
Партии лево-центристского лагеря (Авода, МЕРЕЦ, партия Лапида), дружно ощетинившись с самого начала предвыборной кампании против Ливни, сорвали возможность создать серьезную альтернативу Нетаниягу, потому что только Ливни могла быть настоящим конкурентом Нетаниягу. Она делала все, чтобы Нетаниягу не стал опять премьер-министром. Яхимович, Лапид и Гальон, наоборот, приложили немало усилий, чтобы не дать Ливни создать единый блок, противостоящий Ликуд-НДИ. Ни Яхимович, ни Лапид, ни Гальон не имеют минимального опыта, необходимого для того, чтобы претендовать на кресло премьер-министра. Яхимович и Лапид в самом начале избирательной кампании заявили, что премьер-министром будет Нетаниягу и были готовы присоединиться к его правительству. Лидер партии Авода называла главной задачей социальные проблемы, а Лапид - равенство обязанностей и призыв в армию ультраортодоксальной молодежи. О важности начала переговоров с палестинцами Яхимович вообще не говорила, а Лапид упоминал эту тему вскользь. Только под давлением критики товарищей по партии Яхимович изменила свою позицию на противоположную и вдруг заявила, что ни коим образом не войдет в правительство Нетаниягу. Ливни же ни разу не сказала(хотя ее много раз об этом спрашивали)что не войдет в правительство Нетаниягу. Перед выборами только Ливни однозначно заявила, что для нее главной задачей является мирный договор с палестинцами, и поэтому нужно сделать все, чтобы не дать Нетаниягу, который четыре года ничего не делал в этом направлении, возглавить кабинет министров.
Однако партия Ливни получила только шесть мандатов. Ципи Ливни, будучи непримиримым оппонентом Нетаниягу, стремилась не допустить его переизбрания. Не получилось. Политика, как известно, искусство возможного. В сложившейся ситуации у лидера “А-Тнуа” не оставалось много вариантов, и она выбрала, как мне кажется, единственно верный – попытаться реализовать поставленную цель, находясь в правительстве. Это решение Ливни вызвало шквал критики. Большинство израильских журналистов, в том числе и самые мастистые из них, относятся почему-то к Ливни враждебно, часто искажают факты и представляют все в невыгодном для нее цвете. Например, говорят, будто, присоединившись к правительству Нетаниягу, Ливни хотела только заполучить министерское кресло. На самом деле, Ципи Ливни присоединилась к коалиции только после того, как Нетаниягу пошел на уступки в главном ее требовании – в будущем правительстве она будет отвечать за переговорный процесс с палестинцами. Ливни все время заявляет, что для нее главной задачей является прийти к мирному соглашению с палестинцами, для чего необходимо как можно скорее начать мирные переговоры с ними. У лидера “Ликуд-Бейтейну” нет лучшей кандидатуры для того чтобы исправить свои не очень хорошие отношения с Обамой. Эту новую позицию Биньямина Нетаниягу можно объяснить тем, что он хорошо знает, что теперь Обама не позволит ничего не обязывающих “игр” с палестинцами, да и европейские страны также начинают терять терпение.
Обстоятельства(избрание Обамы на второй срок, более жесткая в отношении к Израилю позиция европейских стран и “Арабская весна”) изменили Нетаниягу и он заговорил по-новому: “Наша задача – сделать все возможное для достижения мира с палестинцами, и я уверен, что широкое правительство, которое мы создаем, будет способствовать достижению этой цели. Мы хотим мира и надеемся, что наши соседи будут готовы сесть с нами за стол переговоров”. Совсем недавно и Генеральный секретарь ООН призвал возобновить переговорный процесс между Израилем и палестинцами. В этом заинтересованы и США и европейские страны и, прежде всего, сам Израиль. Под давлением Обамы и европейских стран Нетаниягу придется начать переговорный процесс. Для этого ему нужна Ливни, и, может быть, поэтому первым, с кем Нетаниягу подписал коалиционное соглашение, была именно Ципи Ливни.
Сейчас трудно сказать, насколько намерения Нетаниягу о возобновлении мирного процесса являются искренними. Ливни не может не понимать, с кем она имеет дело, ведь Биби всегда может обещать, а потом обмануть. Она может стать, как и Эхуд Барак в предыдущем правительстве, прикрытием для Нетаниягу в глазах Обамы и европейских лидеров, будет ездить в Вашингтон, представлять израильское правительство за рубежом, встречаться с палестинцами. Но, в конце концов, все будет определять только Нетаниягу, и из всех этих игр в переговоры опять ничего не выйдет, Биби опять только протянет время. Все может быть, но Ливни пытается еще раз попробовать изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Кроме того, не все зависит только от израильской стороны, многое будет зависеть и от палестинского руководства. Ливни не может не понимать сложность стоящей перед ней задачи, ведь вероятность успеха не велика, и риск потерять и без того не высокое к ней доверие очень большой. Ливни, на самом деле, очень рискует, ее положение в будущей коалиции, честно говоря, не завидное. Однако, находясь в составе правительства, Ливни сможет оказывать давление на Нетаниягу, чтобы направить процесс в нужную сторону. Разве это не в интересах лево-центристского лагеря, разве не это требуют левые и центристские партии от израильского правительства уже несколько лет, почему же они ругают Ципи Ливни?
Политики, критикующие решение Ливни войти в правительство, на самом деле, выступают против возобновления мирного процесса. В сложившейся ситуации, когда Авода получила только пятнадцать мандатов, а партии Ливни и МЕРЕЦ только по шесть, на что может надеяться лагерь мира, сидеть в оппозиции и ждать следующих выборов? Кроме того, существует мнение, что только правые могут заключить мирное соглашение с палестинцами, левым это не дадут сделать. Так может быть, сейчас появилась возможность заставить Биньямина Нетаниягу идти в правильном направлении? Я думаю, что Ципи Ливни приняла верное решение, войдя в правительство Нетаниягу. Это верно как с точки зрения усиления ее партии(новой партии очень трудно выжить в оппозиции), так и с точки зрения интересов Израиля. Ничего не поделаешь - такова воля избирателей, и если уже так получилось, что премьер-министром будет Биньямин Нетаниягу, нужно помочь ему(или заставить его) двигаться в направлении мира и создания двух государств для двух народов. Пока рано говорить, приблизят ли нас к миру усилия Ципи Ливни, однако ее смелость и решимость можно только приветствовать.