Читайте также
В 2005 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения концентрационного лагеря Освенцим, международным днем памяти жертв Холокоста. Этому решению предшествовала интенсивная дипломатическая работа; тогдашний министр иностранных дел Сильван Шалом принимал участие в заседании Генассамблеи.
В резолюции, принятой в связи с 60-й годовщиной освобождения Освенцима, упоминалось, среди прочего, что ООН начнет реализацию программы «изучения уроков Катастрофы, чтобы в будущем никогда не произошел геноцид». Согласно резолюции ООН, Холокост является примером того, какую страшную цену можно заплатить за «дискриминацию, ненависть, нетерпимость и расизм». Это действительно важный исторический урок, и следует приветствовать стремление ООН бороться со всеми перечисленными пагубными явлениями.
Уже в ходе обсуждения данной резолюции израильский журналист Адам Барух написал, что это авторы решения скорее всего «максимально сократят его еврейскую составляющую». И действительно – судя по всему, опасения Баруха были обоснованы. Это выразилось, среди прочего, и в выборе даты для Международного дня памяти жертв Катастрофы – освобождение Освенцима Красной Армией. Эта дата отнюдь не символизирует завершение реализации «окончательного решения еврейского вопроса»: тысячи евреев были убиты после этого на обочинах дорог или скончались от голода и болезней в ходе марша смерти – уже после взятия концлагеря советскими войсками.
Дата освобождения также не отражает судьбу евреев в период Второй мировой войны. Большинство евреев, привезенных в Освенцим, были уничтожены сразу после прибытия в лагерь, в котором были заключены также и представители разных национальностей. В то время, как израильский День памяти жертв Катастрофы отмечает восстание в Варшавском гетто и напрямую касается судьбы евреев Европы, годовщина освобождения Освенцима не отражает то, что случилось с еврейским народом в те страшные годы.
Израиль считал принятие данной резолюции своим дипломатическим достижением. Однако тщательное изучение этого документа, показывает, что в своем стремлении достичь международного консенсуса в пользу принятия резолюции, в ходе борьбе против отрицателей Холокоста, был утрачен очень важный элемент того, что касается памяти об этом трагическом событии. Последствия этих упущений сказываются сегодня самым серьезным образом.
Резолюция ничего не говорит об антисемитизме, о его роли в нацистской политике и процессе мобилизации огромного числа людей во всех концах Европы для участия в индустрии уничтожения. Резолюция ООН обходит молчанием ненависть к евреям как особое явление в истории европейской цивилизации. Явление, которое было движущей силой в реализации дьявольского плана гитлеровского режима, предпринявшего попытку стереть еврейский народ с лица земли. Неизвестно, решили ли представители Израиля и его союзники отказаться от упоминания антисемитизма в тексте резолюции ООН для того, чтобы достичь широкого дипломатического согласия. Но если это так, то данная стратегия была ошибочной. Сегодня ясно, насколько вопрос антисемитизма актуален и не утратил своей остроты.Боаз Коэн, «Маарив»