Читайте также
Немецкие социологи предупредили об усилении враждебности по отношению к исламу со стороны местного населения Германии. По их словам, неприязнь к мусульманам распространена среди всех социальных слоев - и элиты, и тех, кто живет на пособия
Подобные настроения наблюдаются практически во всех странах Северной и Центральной Европы. В общем, можно говорить о волне исламофобии. Тот факт, что теперь этими настроениями заражен прежде толерантный европейский "средний класс", и вызывает, по всей видимости, наибольшее беспокойство защитников прав мигрантов.
Центральный совет мусульман Германии требует обратить на "антиисламский расизм" особое внимание, поскольку он распространился до самого центра общества. Сегодня немецкие власти отказываются признавать преступления и акты насилия против мусульман отдельным преступлением, ограничиваясь общей формулировкой "враждебность к иностранцам". Местные же мусульмане требуют введения специальной статьи в Уголовный кодекс страны.
Между тем эксперты в словосочетании "местные мусульмане" призывают помещать слово "местные" в отдельные кавычки. Поскольку нынешние немецкие мусульмане – это в лучшем случае второе-третье (а чаще первое) поколение приезжих (вероятнее всего, из Турции). Местными они могут быть признаны с большой натяжкой. Конечно, люди из стран арабского Востока иммигрировали в Германию и прежде. Но подавляющее большинство из них ассимилировалось, становясь в итоге среднестатистическими немцами.
Другое дело - мигранты последних нескольких десятилетий. Используя послевоенные европейские комплексы (особенно это касается Германии) они максимально (и где-то даже демонстративно) дистанцировались от социокультурных традиций своей новой родины. Исламовед, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен пояснил:
"Противостояние определенное и даже вражда в связи с присутствием в Европе мусульманского меньшинства является фактом. Аналитики не преувеличивают в данном отношении. Немало конфликтов там, где мусульманская община довольно обширна и влияет на политическую ситуацию, на общественную жизнь: Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, теперь уже и скандинавские страны. Правда, достаточно долго Германия отличалась тем, что ситуация там была более-менее спокойной, по сравнению, скажем, с Францией. Очевидно, ответственность за такое противостояние лежит на обеих сторонах.
С одной стороны, сами мусульмане не все делают, для того чтобы снизить напряженность. Но и европейское сообщество не предпринимает достаточных мер, чтобы избежать таких конфликтов. С одной стороны, речь идет об исламофобии. С другой стороны, сами мусульмане не особо активно включаются в европейский социум, противопоставляют себя европейской культуре. Это может привести к разрастанию конфликтов. К сожалению, диалог ведется с большим другом. Или вовсе не ведется. Поэтому перспективы достаточно тревожащие. Причин для напряженности возникает все больше и больше. А вот усилий, для того чтобы найти общий язык, явно недостаточно".
Надо признать, что антиисламский фактор в Европе обусловлен ее историей. Можно вспомнить захват арабами Испании и последующую Реконкисту, крестовые походы за "гробом Господнем", захват турками Константинополя, порабощение балканских народов, попытки завоевать Центральную Европу и так далее, вплоть до колониальных войн европейцев в Азии и Африке. Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов отметил:
"Эта проблема существовала подспудно всегда. Но ее, конечно, очень подсветило 11 сентября. Хотя это произошло в Америке. И там был тогда всплеск исламофобии. Кстати, сейчас в Америке очень много исследований на тему, что, вроде волна прошла, а Буш при всех его недостатках всегда старался показать, что мусульмане- такие же американцы, как и прочие, но водораздел возник. В Европе (в силу другого генезиса общества – это совсем не плавильный котел, а приток, где понятно, кто местный, а кто - нет), там это приобретает системный характер.
Два-три года назад началась серия высказываний на высшем уровне, что мультикультурализм не сработал. Стало понятно: то, в чем видели защиту от ксенофобии, в реальности превратилось в стимулятор этой ксенофобии. Потому что чем больше выражается национальная (и особенно религиозная) специфика соседей, тем больше растет внутреннее напряжение. Не просто "они понаехали и получают пособие", а «почему они вообще здесь, если они совершенно в другой культуре живут и, главное, хотят жить?»".
В общем, исламофобия подогревается европейской исторической памятью. Толерантность к чужакам не входила в систему приоритетов европейца до самого последнего времени (возможно, что не входит по-настоящему и сейчас).
В итоге континентальный снобизм сыграл с европейцами злую шутку. Сначала они смело завоевывали мир, а теперь униженно просят у него прощения. Жителям бывших европейских колоний даны привилегированные возможности для получения вида на жительство. Как закономерный итог - во Францию хлынул поток алжирцев и тунисцев, в Великобританию – пакистанцев и бангладешцев, в Италию – ливийцев и сомалийцев, в Голландию – индонезийцев, в Испанию – марроканцев. При этом законодательство в части воссоединения семей позволяло каждому иноземцу, получившему европейское гражданство, перевезти к себе всех своих родственников.
Еще одна причина нынешнего положения вещей – европейская политическая атмосфера всей второй половины прошлого века. В те времена во многих европейских странах у руля долгое время находились либеральные или даже социалистические партии, которые всячески продвигали концепцию Европы как единого дома. Все это в конечном итоге вылилось в 15 миллионов мусульман, проживающих на сегодняшний момент в странах Евросоюза. В Германии среди детей до 15 лет доля мусульман достигает уже 22 процентов. Это значит, что в немецких школах практически каждый четвертый – мусульманин. Эксперт Института Европы Владислав Белов рассказал:
"Ислам в Германии распространен, в первую очередь, среди мигрантов. Истинных исламистов немецкого происхождения в Германии можно пересчитать по пальцам. Поэтому речь идет не столько об отношении к исламу, сколько об отношении к мигрантам, исповедующим другую религию. Это отношение основано на том, как приезжие относятся к традиционному быту и культуре. Проблему можно сформулировать следующим образом: насколько европейская культура, которая основывается на христианских ценностях, может сосуществовать с другими культурами. Если мусульманские общины будут проявлять неуважение к местной культуре, к обычаям, тогда будет рост враждебности. Это вопрос готовности граждан с миграционным фоном встраиваться в местную культуру. Но вероятность враждебности как массового явления минимальна".
Что интересно, признаки исламофобии отчетливо прослеживаются как в католических, так и в протестантских государствах. Достаточно вспомнить речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенную в 2006 году в немецком городе Регенсбург. Глава католиков критически высказался в адрес ислама, вызвав бурю восторгов у своей паствы и гнев у мусульман. Можно привести пример успехов правых политических партий в Голландии, Австрии, Венгрии, Ирландии, Германии, запрет на ношение хиджабов во Франции, на строительство минаретов в Швейцарии и т.д.
Собственно, основные претензии европейцев к мусульманам не касаются ислама как такового. Первая претензия – тунеядство, поскольку многие мигранты не желают работать (а теперь уже и не могут в силу потери элементарных трудовых навыков). Вторая по значимости претензия - пренебрежение местными традициями и культурой. И она не религиозного, а социального толка.
В ответ мусульмане обвиняют европейцев в дискриминации при приеме на работу. В Великобритании, например, уровень безработицы пакистанцев и бангладешцев равен 20% (среди остальных эмигрантов – 11%, по стране – 6%); В Германии – 21% (по стране – 8%), во Франции – 22% (по стране – 13%). Ну и, кроме того, мусульмане полагают, что в рамках законов они вольны исповедовать веру своих предков и совершать все необходимые ритуалы.
На самом деле, как утверждают многие эксперты, корень проблемы в том, что стороны этого конфликта потеряли заинтересованность в мирном сосуществовании. Ни те, ни другие не нуждаются более в компромиссе с иноверцами. Европейские мусульмане – потому что новая родина разрешает им жить и вести себя так, как испокон веков жили и вели себя их предки. А коренное население – потому что полагает, что границы здравого смысла в споре двух цивилизаций давным-давно нарушены. Собственно, это и дало повод ведущим европейским политикам утверждать провал мультикультурализма. Исламовед, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен сказал:
"На мой взгляд, говорить о провале политики мультикультурализма мало оснований. Потому что в действительности такая политика по-настоящему и не проводилась. Другое дело, что требуется немало усилий с обеих сторон. Их недостаточно. Каждая из сторон старается опередить своего оппонента в обвинениях, а не в инициативах. Я бы не стал говорить только об исламофобии. Можно, конечно, и так вопрос ставить. Но это лишь одна из сторон проблемы.
Речь идет о проблеме включенности в европейское культурное, общественное пространство мусульман. Насколько они готовы адаптироваться, включаться, воспринимать европейские традиции и образ жизни. Все-таки они ведь прежде всего гости. Гость, который приходит в дом к хозяину, всегда должен посмотреть, как живет хозяин, какие порядки у него приняты".
Все это, конечно, так. Но корни исламофобии на Европейском континенте следует искать все-таки в головах самих коренных жителей (вернее, в их душах). По большому счету, страх перед иноверцами – это страх потери собственной идентичности. Европейские церкви стремительно пустеют. Европейское сообщество стремительно теряет духовные скрепы, которыми оно связано со своей историей и питается ею. Размывается тот базис, на котором была построена христианская Европа. А мусульмане лишь заполняют возникший вакуум. И в этом европейцы должны винить только самих себя.