Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+17+11
Иерусалим
+14+9

Мнения

А
А

"Мульти-культи" скорее жив, чем мертв?

Речь идет о социализации мигрантов – как с обретением определенных прав, так и с соблюдением обязанностей перед обществом.

Олег Севергин
21.01.2013
Источник:Голос России
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

"Почему хорошо, что "мульти-культи" возвращается?" Таким вопросом задалась немецкая Die Welt. Выражение "мульти-культи" стало в Германии ироничным синонимом "мультикультурализма" – принципа сосуществования в одном обществе разных культур

Два года назад германский канцлер Ангела Меркель, а вслед за ней ряд других политиков в Европе объявили данный подход к национальной политике "абсолютно провалившимся". И вот теперь это слово вновь всплыло на страницах газет. Что это – второе рождение мультикультурализма в Европе?

"Объявленные при жизни мертвыми живут дольше" – гласит немецкая пословица. Ее и приводит Die Welt, напоминая о несбывшемся, на взгляд газеты, пророчестве фрау Меркель. Поводом для заключения о чудесном "воскрешении" принципа "мульти-культи" стало, в частности, недавнее решение бундестага о легализации обряда обрезания для приверженцев ислама и иудаизма – правда, при соблюдении необходимых медицинских мер предосторожности. Депутаты дружно проголосовали за принятие закона, несмотря на то, что незадолго до этого земельный суд Кёльна признал упомянутый ритуал уголовно наказуемым деянием.

При этом, замечает Die Welt, та самая Меркель, которая два года назад приговорила мультикультурализм к смерти, заявила в бундестаге, что если закон будет отклонен, то Германия превратится в глазах мировой общественности в "нацию комиков". Разумеется, она права, делает вывод газета: каждый, кто не понимает того, что любое современное общество должно быть мультикультурным, неизбежно превращается в комика. Конечно, можно спорить с газетой и о провозглашении вышеназванного решения бундестага чуть ли не судьбоносным, и о самом не очень-то благозвучном термине "мультикультурализм". Но факт остается фактом – Германию, как и другие страны-"локомотивы" Европы, все больше наводняют люди с так называемым "миграционным прошлым".

Согласно обнародованному на днях отчету Федерального ведомства статистики, население Германии в минувшем году выросло на 300 000 человек и достигло 82 миллионов. Новый "бэби-бум"? – задаются вопросом СМИ. И отвечают: ничего подобного. Причина – в росте миграции, несущей стране, как позитивные шансы, так и реальные угрозы. По данным другого ведомства – Федерального агентства по труду, в настоящее время в Германии проживает 8,6 миллиона граждан с "миграционным прошлым", а еще 7,1 миллиона иностранцев не имеют немецкого гражданства. В сумме это составляет 19 процентов общей численности населения. В вышедшей недавно книге "Германия без иностранцев" два немецких журналиста нарисовали почти апокалиптическую картину – без мигрантов пострадали бы практически все сферы жизнедеятельности государства.

Вопрос сегодня заключается не в споре о малопонятном термине "мультикультурализм", сказал в беседе с "Голосом России" главный научный руководитель Берлинского института народонаселения и развития Штеффен Крёнерт (Steffen Kröhnert), а в переводе миграции в новое качество. Без мигрантов уже не обойтись, считает он, потому что из-за низкой рождаемости коренное население сокращается ежегодно на 200 000 человек. Другое дело – какие нужны мигранты.

"В недавнем прошлом миграция понималась у нас как некий гуманитарный жест, – говорит Крёнерт. – Поэтому страну наполняли малоквалифицированные гастарбайтеры. У нынешней волны миграции иное содержание. Это квалифицированные кадры из других стран Европы, которые ищут у нас работу и в которых нуждается экономика. Это требует изменения культуры гостеприимства, чтобы не рассматривать квалифицированных приезжих как неизбежное зло, а помогать им интегрироваться и в экономику, и в общество".

Заведующая отделом проблем интеграции Института Европы Ольга Потёмкина в целом согласна с этим.

"Возрождается мультикультурализм или нет? – рассуждает Потёмкина. – Мне кажется, что он и не угасал, потому что это одновременно и идея, и реальность. Если в идее политический истеблишмент и общество могли и разочароваться, то от реальности они никуда не могут уйти, потому что многонациональные меньшинства, состоящие из мигрантов, составляют суть реальности жизни современных европейских стран".

Но, по словам ученой, если принимать данный термин, то надо говорить о новой концепции, которая вкладывается в него сегодня, скажем, в Британии или Швеции, а также в России. Речь идет о социализации мигрантов – как с обретением определенных прав, так и с соблюдением обязанностей перед обществом. А более благозвучное название процессу, чем "мульти-культи", даст, видимо, сама жизнь.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке