Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Азбука международных отношений ("Ваэра")

В недельной главе "Ваэра" описывается борьба за освобождение сынов Израиля из египетского рабства, являвшаяся борьбой Всевышнего с Паро.

11.01.2013
ShutterStock

Читайте также

Война религий

В недельной главе "Ваэра" описывается борьба за освобождение сынов Израиля из египетского рабства, являвшаяся в первую очередь борьбой Всевышнего с Паро. Началось все с некой общей пробы сил: "И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: Если скажет вам Паро, говоря: "дайте о себе доказательное чудо", то ты скажешь Аарону: "возьми посох свой и брось пред Паро"; он сделается змеем. И пришел Моше и Аарон к Паро, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон посох свой пред Паро и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал Паро мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же". (7:8-11)

Далее описывается череда чудесных казней, причем вся картина – особенно поначалу - выглядит именно как состязание египетской и еврейской религий, как состязание их чудодейственных возможностей.

История знала немало религиозных  войн, когда люди отстаивали свою веру с оружием в руках. Их битвы могли, конечно, сопровождаться чудесными знамениями, но "сражения" Исхода уникальны прежде всего тем, что люди почти не участвовали в них, что это была война самих знамений, самих верховных сил.

Между тем важно понимать, что даже у этой уникальной войны имелась весьма представительная политическая сторона. В самом деле, Паро, как ответственный глава государства, просто не мог себе позволить отпустить полчище рабов, на труде которых держалось основное производство его страны. Даже трехдневный отпуск казался ему слишком тяжелым бременем для египетской экономики. Иными словами, его упрямство обеспечивалось не только языческой гордыней, но и вполне трезвой политической линией.

Как бы то ни было, исход евреев из Египта всегда воспринимался традицией в равной мере и как "национально-освободительное" политическое событие, и как "суд над египетскими богами". Еврейская история началась как политическое и религиозное явление одновременно, но и завершится она, похоже, также как явление одновременно и религиозное и политическое. 

В поисках себя

Многие считают, что ни в коем случае не следует превращать арабо-израильский конфликт - конфликт национально-политический по своей природе, конфликт "территориальный" – в конфликт духовно-религиозный. Всегда мы, мол, с мусульманами ладили, и не надо примешивать к нашему нынешнему "семитскому братскому спору" религиозные амбиции. Арабская сторона также склонна усматривать в своем принципиальном неприятии Израиля чистую "политику", то есть затянувшуюся войну с "европейским колониализмом".  

Но конфликт между евреями и арабами касается не просто "территорий", а Святой Земли. И сколько бы стороны не пытались вытеснить это обстоятельство из своей риторики, сути вопроса это не меняет. Арабо-израильский конфликт в первую очередь конфликт именно религиозный, а значит и решен он может быть только на уровне религии.

В терминах Фрейда ислам  – это невроз, сопровождающийся частичным восстановлением вытесненного. Как мы знаем из Торы, подросток Ишмаэль весьма болезненно переживал рождение Ицхака, на котором целиком сосредоточилось внимание Авраама. Однако в результате своих провокативных выходок Ишмаэль (как казалось, предназначенный быть главным духовным наследником Авраама) не только не вернул себе былого внимания отца, но был изгнан им из Эрец Канаан вместе со своей матерью Агарью. После продолжительного латентного периода, пришло время проявиться неврозу. В своих детях Ишмаэль "восстановил справедливость", восстановил древнюю (доиудейскую) религию "Ибрахима ханифа", в которой отвел себе центральное место. При этом Коран был объявлен подлинником, а Тора – его фальсификацией. Такова истинная религиозная подоплека "арабо-израильского конфликта".

Не так давно Дмитрий Радышевский опубликовал работу "Израиль – вождь арабского мира", в которой выступил с рядом тезисов, главным из которых был именно таков: "Арабо-израильский конфликт не является светским, территориальным -- это религиозный, духовный конфликт. И решение его должно быть религиозным". При этом Радышевский разделяет мир на светский – европейский и религиозный - арабский. "Запад, не сумевший примирить веру и знание, и так потерявший первую, не может привести  человечество к заветной цели. Запад тянет человечество – сначала с помощью марксизма, теперь либерализма - к утопии "экономического рая", в котором можно устроиться без Бога, где "надстройкой" будет лишь политкорректность. Восток, почуяв, что его тянут не туда – восстал. Но и джихад привести мир к этой цели не может. Запад – это человек без Бога. Восток – Бог без человека. Израиль должен стать местом их встречи".

Современный арабский мир живет религиозным импульсом. Он обязан своему растущему влиянию не только нефти, но и своему религиозному рвению. Однако при этом он не тянет на духовное лидерство в такой же мере, в какой он не тянет на лидерство в секулярной сфере, т.е. в сфере высоких технологий, науки, экономики и правовой культуры. Проблема ислама состоит именно в том, что он не может занять соответствующего себе - высокого, но все же не первого места ("Я сделаю его великим народом, но союз Мой установлю с Ицхаком" 17:20-21). 

Сегодня, пока маховик исламизма  еще ползет вверх, трудно надеяться на конструктивный диалог. Однако  со временем для него вполне могут сложиться условия, и тогда все политические вопросы будут решаться преимущественно на религиозном поле. Для заключения мира с Израилем арабам предстоит сделать совсем немного: всерьез воспринять те суры, которые учат о вечном предназначении народа Израиля и земли Израиля, и отнестись к ТАНАХу с тем же доверием, с которым они относятся к Корану, а как тот, так и другой подходы периферически в мусульманской традиции наличествуют.

В декабре 2012 года в Израиле побывал иорданский шейх Ахмед Ардуан. В ходе своего визита он посетил йешиву хесдер в Цфате, возглавляемую равом Шмуэлем Элияху (которого не так давно на все лады шельмовали израильские СМИ за призыв не сдавать квартиры арабам). В своем выступлении шейх поддержал сионизм и заявил, что согласно Корану Эрец Исраэль должна принадлежать еврейскому народу. На вопрос слушателей, не опасно ли для него делать такие заявления, шейх ответил, что он свою жизнь прожил и не боится сказать правду. 

Как бедственное положения евреев в Египте ("поработили египтяне сынов израилевых тяжкой работой") имело не политическое, а религиозное решение ("И над богами египетскими произведу суд"), решение ближневосточного конфликта в последнем счете также лежит не в политической, а в религиозной плоскости.

В Торе описана история Авраама, потомки которого положили начало всем ныне существующим мировым религиям: иудаизм - Йаков, ислам – Ишмаэль, христианство  - Эсав, а буддизм и индуизм - посланные на восток дети Ктуры. Всевышний задумал не одну, а несколько религиозных общин, но объединяющим началом и благословением всех является именно Израиль ("благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные" 28:14). Такова азбука истории, "буквами" которой может быть написана новая хартия человеческих отношений.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке