Читайте также
В 2013 году Германия и Франция могут столкнуться с обострением межконфессиональных и межнациональных проблем. В германской политике градус напряжения, в том числе и по проблеме миграции, нарастает с приближением федеральных выборов. А власти Франции свернули программу помощи иммигрантам
По словам французского министра внутренних дел Мануэля Вальса, за счет сокращения на 83% пособий для иммигрантов кабинет намерен сэкономить существенные средства для государственной казны.
Первыми под секвестр подпадут цыгане – в основном, румынские. В последние годы правительство Франции щедро оплачивало программу их добровольного возвращения на родину. На помощи цыганам особо настаивает Европейский союз. Однако финансовый кризис заставляет вносить в эту политику существенные коррективы.
Европа явно оказалась не готова выдерживать усиленный наплыв миграционных потоков из азиатских и африканских стран, и при этом сохранять либеральную политическую модель как важнейшую европейскую ценность. Ведь когда на одной чаще весов идеалы мультикультурализма, а на другой – голоса явно "поправевших" избирателей – выбор правительств предсказать несложно.
То, что политика мультикультурализма переживает не лучшие времена, уже стало для Евросоюза "секретом Полишинеля". Это откровенно признали федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Выступая в октябре 2010 года на встрече с молодыми активистами Христианско-демократического союза в Потсдаме, Меркель заявила, что попытки построить мультикультурное общество в Германии "полностью провалились":
"Концепция, по которой мы в настоящее время живем бок о бок, и счастливы этим фактом, не работает".
Что же касается Великобритании, то там лучше всяких слов кризисную ситуацию в межнациональной и межконфессиональной сфере отразили массовые беспорядки в Лондоне в августе 2011 года. Они вспыхнули в районе Тоттенхэм, известном большим количеством проживающих там представителей национальных меньшинств.
Примечательно, что как раз в конце 2011 года в Великобритании были рассекречены документы 30-летней давности, касавшиеся аналогичных погромов, охвативших в 1981 году Ливерпуль. Судя по этим документам, тогдашний кабинет Маргарет Тэтчер не сомневался, что главной причиной беспорядков стало наличие в соответствующих районах "цветного населения", испытывавшего "ненависть" к правоохранительным органам и другим государственным институтам.
Аналогичные мотивы прослеживались и в парижских погромах конца 2005 года, в которых ключевую роль опять-таки сыграли выходцы из стран Северной Африки и Ближнего Востока.
Пытаясь предотвратить новые эксцессы, лидеры стран-членов Евросоюза задумались о выработке новых подходов, способных объединить в себе принципы демократии и мультикультурализма. До какой степени следует уважать права и интересы иммигрантов, и где заканчивается демократия, и начитается диктат меньшинств? Такой вопрос в последние два года встал во весь рост перед Евросоюзом.
Как показала практика Евросоюза, общий ответ на этот вопрос выработать пока не удалось. Французские власти попытались использовать метод финансового пряника и экстрадиционного кнута. Лица, причастные к парижским беспорядкам, а также особо нелюбимые предыдущим президентом страны Николя Саркози цыгане были объявлены угрожающими национальной безопасности и подлежащими выдворению. Однако, чтобы не ссориться с ЕС, французское правительство одновременно инициировало программы финансового содействия иммигрантам – в том числе тем, кто намеревался покинуть страну.
По оценкам местных экспертов, реализация подобной программы помощи в добровольном возвращении обходилась казне примерно в 20 млн евро в год. Однако весной текущего года Саркози сошел с французского политического Олимпа, а команда его преемника, похоже, намерена сосредоточиться на более конкретных финансово-экономических проблемах.
Другой подход к проблеме мультикультурализма сводится к попыткам максимально примирить различные культуры на основе взаимного узнавания. Благодаря этому предполагается достигнуть взаимного уважения. Его сторонники используют методы в основном культурно-идеологического свойства – от открытия новых мечетей и духовных центров для мусульман и предоставления им дополнительных выходных в качестве моральной компенсации за христианские рождественские каникулы до издания популярных комиксов соответствующего содержания.
Последнюю инициативу, к слову, поддерживают и сами исламские активисты. Они даже подготовили собственные "мультикультурные" комиксы с участием не только Бэтмена и Супермена, но и мусульманских героев с такими именами, как Джалиль, Джаббар или доктор Рамзи. Издательская компания DC Comics полагает, что такие "беспрецедентные" кросс-культурные проекты содействуют взаимопониманию и сотрудничеству различных культур. Правда, эксперт Института Европы РАН Владислав Белов в беседе с "Голосом России" высказал мнение, что подобные усилия имеют весьма ограниченный эффект:
"Межкультурная сфера, межкультурная среда, межкультурный менеджмент - это достаточно сложная тематика. Неслучайно она столь активно обсуждается в Европе. Я думаю, что могут быть позитивные реакции на подобные попытки примирения двух культур, скажем так, с одной стороны мирно сосуществующих, но, с другой, в определенных сферах враждующих. Они враждуют в таких сферах, как политика или быт. Но основные проблемы заключаются не в том, как изобразить или вовлечь ту или иную культуру в представления и, соответственно, трактовку определенной тематики, а насколько эту культуру встроить в доминирующую культуру. Эта проблема существует, и с помощью комиксов она не решается".
Критиков политики мультикультурализма не устраивают ни финансирование иммигрантов за счет рядовых налогоплательщиков, ни заигрывание с ними посредством новых мечетей и выходных, ни публикация картинок на исламские мотивы.
В той же Германии предстоящие федеральные выборы явно пройдут под лозунгами не только "Хватит кормить греков", но и "Хватит попустительствовать демографической экспансии инородцев". Идеологом последнего является бывший член Совета директоров Центрального банка Германии Тило Саррацин, убежденный, что "Германия самоликвидируется". Турки "завоевывают Германию в точности таким же путем, как косовские албанцы завоевывали Косово: при помощи более высокого уровня рождаемости", - убежден автор нашумевшей книги по проблеме мультикультурализма, понимаемого им как смертельная опасность для Европы:
"Интеграция есть задача того, кто интегрируется. Я не обязан терпеть того, кто ничего для этого не делает. Я вообще не обязан кого-то терпеть, кто живет на средства государства, отрицает это государство, не заботится об образовании своих детей и постоянно производит на свет маленьких "девочек-в-платках".
Эти слова Тило Саррацина стали манифестом для набирающих силу по всему Евросоюзу праворадикальных и националистических движений. Их сторонники, в лучшем случае, согласны на "интеркультурализм" - этно-культурную ассимиляцию иммигрантов.
По признанию видного германского эксперта Александра Рара, противоречие между демократией и мультикультурностью ощущается сегодня в Европе очень сильно:
"Деятельность властей стран ЕС по сохранению европейских традиций все больше становится похожей на идеологию. А идеология всегда нетолерантна в отношении других. В то же время, есть другая тенденция - мультикультурность и власть меньшинств. Толерантность требует, чтобы меньшинства стояли на том же самом уровне, что и большинство. И это правило демократии - у нас все равны. Такие противоречия приводят к нестыковкам. Европа сейчас ищет сама себя".
Этот поиск, считает эксперт, может затянуться на много лет.
А генеральный директор российского политологического центра "Север-Юг" Алексей Власов в беседе с "Голосом России" отметил, что в актуальных европейских проблемах есть "двойные стандарты":
"На мой взгляд, нужна еще очень серьезная кропотливая работа по определению современных европейских геополитических реалий. Мечта де Голля о европейском пространстве от Атлантики до Урала и даже дальше сбылась. Но не сбылась другая мечта - о том, чтобы были сформированы честные, открытые, прозрачные, общие правила игры, свободные от "двойных стандартов". Для этого необходимо коллективное желание всех европейских стран решать проблемы, а не прятаться от них за национальными границами".
Симптоматично, что проблемой мультикультурализма в последние годы всерьез озаботились даже в Канаде, которая, казалось бы, не находится пока на острие межэтнических и межконфессиональных баталий. Тем не менее, там еще в 2008 году для обсуждения национально-культурной проблематики была создана специальная "Комиссия по проживанию". Так вот, ее эксперты констатировали, что даже для Канады мультикультурализм отнюдь не является подходящим решением - в отличие от интеркультурализма. Последний же понимается ими – особенно применительно к франкоговорящему Квебеку - как стремление "примирить этнокультурное многообразие с целостностью франкоязычного ядра".
В переложении на европейские реалии это тезис означает примат сохранения национально-культурного ядра европейской цивилизации - при всем уважении к существующему и даже нарастающему этно-конфессиональному многообразию в Европе.