Читайте также
«Едва ли найдется такая тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина». (Ювенал)
Считалось, если по горячим следам не удается найти виновного, если случай оказывается чересчур сложным и запутанным и никаких следов нет - следует искать женщину, замешанную в деле. Отсюда французское выражение «шершэ ля фам», авторство которого приписывают парижскому полицейскому Габриэлю де Сартину.
Вы уже догадались, куда я клоню?
Чтобы разобраться в хитросплетениях израильских выборов, нам также следует искать первопричину, тот волшебный ключик, с помощью которого мы раскроем загадку выборов. Глупо подозревать женщину – прошли бесследно те веселые времена, когда прекрасный пол что-то решал – сегодня следует искать деньги. Если бы мы могли проследить все источники, откуда они поступают, тех людей, которые их перераспределяют, мы смогли бы спрогнозировать будущее.
«Наличие финансовых средств у политических партий может оказать настолько серьезное влияние на избирательный процесс, что это может отразиться на характере самих выборов». (Рут Леваш)
Давно известно: у соседа и помидор на огороде сочнее, и трава возле дома гуще. В чем только не попрекали израильские СМИ нашу демократию, какие только ужасы нашим выборам не приписывали. И все время, как назойливый рефрен: взгляните, как выбирают в Канаде, к примеру, или в образцовый английский парламент…
Потому и решил в конце концов разобраться – откуда ноги растут? Сколько государство тратит, кто спонсирует выборы, кому выгодно вкладывать деньги в новые партии и раскручивать новых лидеров? И чем израильская система выборов отличается от таких же в странах признанных в мире демократий?
Общие положения даны в исследовании Рут Тирош, координатора по вопросам общего права библиотеки Конгресса США. В ее работе «Финансирование избирательных кампаний в зарубежных странах» приводятся избирательные модели 17 стран. Обобщены данные как по европейским, так и не европейским странам: Бельгия, Германия, Великобритания, Германия, Нидерланды; Индия, Австралия, Канада, Япония, Тайвань, Малайзия, Мексика. Компания хотя и пестрая, но вполне почтенная.
Рут Леваш выделяет три вида финансирования: прямое государственное, косвенное государственное и финансирование из частных источников или пожертвования спонсоров.
В разных странах используются сочетания трех основных видов финансирования выборов. Скажем, в Бельгии, Нидерландах, Японии, Великобритании запрещено прямое государственное финансирование. Зато большой размах получило косвенное финансирование: (печать, почтовые расходы, плакаты, эфирное время, налоговые льготы, стимулирование голосования). В одних – запрещены пожертвования со стороны корпораций и крупных фирм (Израиль, Италия, Индия). В других – разрешены (Япония, Тайвань).
«Конвертируемость денег является основным преимуществом в политике...» (Рут Леваш)
Вряд ли возможно из отдельных кусочков-статей составить себе полную картину финансирования будущего Кнессета. Тем более, если каждый журналист пытается высосать из пальца небывалую сенсацию, поразить воображение выброшенными на ветер миллионами, забросить семена сомнения в души выборщиков. Публикуемых на эту тему материалов много, но, как правило, они фрагментарны, неглубоки и обязательно остро критичны.
Причем, данные меняются из статьи в статью. То мелькнет информация, что выборы в этот раз будут стоить от 180 до 190 млн. шекелей. Другая статья резко поднимет планку «Новые выборы в Кнессет обойдутся на 300 – 360 млн. дороже, чем предыдущие».
В третьем материале сумма общих расходов на выборы исчислялась в 1,7 миллиарда (причем было непонятно, не то долларов, не то шекелей). И наконец, подводя итог, оказывается: не забирают выборы деньги, а наоборот вливают: «… выборы 2013 вольют в израильскую экономику 650 миллионов шекелей».
То приводятся общие суммы расходов на выборы, включая сюда и частные пожертвования, то ограничиваются государственными дотациями, опять же не разделяя прямые и косвенные средства из бюджета, выделенные на выборы.
Когда же сюда добавляются данные об авансах, получаемых партиями, которые участвуют в выборной кампании. Они зависят от размера фракций (800 000 шекелей на члена); в другой статье читаем: «Распределение средств производится по довольно сложной схеме, из расчета 1,32 млн шек. на каждого действующего депутата Кнессета». Голова от цифр идет кругом, понимаешь – разобраться тут невозможно.
«Отличительной характеристикой денег является то, что они могут быть перечислены и конвертированы не обязательно раскрывая источник».
Та же самая головокружительная чехарда в подходе к частным пожертвованиям. Кто, кому, сколько – не противоречит ли закону – ничего не понятно. Но остается впечатление противозаконности некоторых политиков, каких-то скрытых механизмов обмана. Лидер партии МЕРЕЦ Захава Гальон подчеркивает:
«Взносы, полученные за рубежом, позволяют иностранным физическим и юридическим лицам неправомерно влиять на внутреннюю израильскую политику».
Думаете случайно, Захава Гальон затронула тему иностранных доноров? Как следует из публикации в газете «Гаарец» лидер МЕРЕЦА воздержалась от сбора денег на выборную кампанию за рубежом. Поэтому и позволяет себе столь резкие нападки на других. Приведены данные, кто сколько собрал средств. Моше Яалом – 100% (113 000 шекелей; Нетаниягу 1,2 млн шекелей (почти 97%); Лимор Ливнат 94% от всех средств). Опубликованы данные по 26 ведущим политикам.
Как мы видим выборы привлекают мощные денежные потоки, если учесть все совокупные денежные суммы как государственных дотаций, так и частные пожертвования. Это дает возможность опытным политикам умело направлять их и манипулировать, формировать общественное мнение и вести свои партии к новым завоеваниям кресел в Кнессете.
Но чтобы у читателя не создалось впечатление незавершенности, приведем последнюю цитату из работы Рут Тирош. Подводя итог различным моделям выборов, она приводит в пример государство, в котором, по ее мнению, в полной мере осуществляется демократическое, справедливое и законное его проведение: «Среди исследуемых стран, только Израиль, Тайвань и Турция имеют систему обязательного аудита финансирования политической кампании. Наиболее продуманная схема осуществления контроля и аудита имеется в Израиле, где это обязанность возлагается на государственного контролера».
Собранный нами материал оказался намного более обширным, чем позволяет размер статьи, потому оставим пока за скобками прочее. Тем более в один присест трудно переварить такую чертову дюжину цифр.