Читайте также
Если в минувший четверг казалось, что вокруг решения юридического советника правительства выдвинуть обвинительное заключение против Авигдора Либермана развертывается политическая драма, то последовавшая на следующий день отставка главы МИДа фактически сняла этот вопрос с актуальной повестки дня.
Именно на это и рассчитывал Либерман, приняв в пятницу соответствующее решение по итогам консультации со своим адвокатами. В ходе беседы с ними он пришел к выводу, что немедленная отставка является наиболее верным шагом для него как с юридической, так и с политической точки зрения. Таким образом он решил избежать длительного обсуждения выдвинутого против него обвинения в Верховном суде в ходе рассмотрения исков, требующих его отставки. Это могло повредить предвыборной кампании блока Ликуд бейтейну.
Не исключено, что и сам юридический советник, Иегуда Вайнштейн, мог потребовать от Биньямина Нетаниягу уволить министра иностранных дел. Это было бы на руку его соперникам из лево-центристского лагеря. И все это происходило бы в разгар предвыборной кампании.
Вопреки мнению некоторых комментаторов - Нетаниягу не оказывал никакого давления на Либермана и не требовал от него покинуть пост министра иностранных дел. Глава МИДа проконсультировался с Нетаниягу и сообщил ему позднее о своем решении. Премьер-министр был рад тому, что эта проблема разрешилась.Разумеется, Нетаниягу не намерен до ближайших выборов назначать кого-либо на пост руководителя внешнеполитического ведомства вместо Либермана. Тот, кто знаком с особенностями взаимоотношений между двумя политиками, знает: Нетаниягу не может позволить себе «давать распоряжения» Либерману. Хотя лидер НДИ является лишь вторым номером в общем списке, в реальности он обладает равным с Нетаниягу статусом во всем, что касается предвыборной кампании. Он в равной степени с Нетаниягу имеет право принимать решения. Судя по всему, эта ситуация сохранится и после выборов. Либерман подал прошение об отставке. И в течение двух дней он перестанет занимать пост главы МИДа. Это не окажет заметного влияния на его статус в глазах Нетаниягу. Он продолжит консультироваться с лидером НДИ во время коалиционных переговоров и в ходе формирования нового правительства.
Если к этому времени судебный процесс все еще не будет завершен, Нетаниягу сохранит для Либермана один из ключевых министерских портфелей в своем правительстве – иностранных дел или обороны. Уходя в отставку, Либерман дает понять судебной системе, что он не намерен бороться с ней. Он потребует (вполне справедливо) ускоренный судебный процесс, однако будет стремиться заключить сделку с прокуратурой. Сделка должна быть заключена еще до выборов в кнессет. Или до начала формирования нового правительства. Это позволит ему вернуться в правительство, укрепив свои позиции. Либерман продолжит реализацию свой сверхпрограммы – занять место лидера Ликуда после того, как закончится эпоха Нетаниягу в правом лагере.
После 12 лет судебных проволочек, после неудачной попытки прокуратуры сформировать обвинительное заключение по наиболее серьезным подозрениям, Либерман предпримет попытку пойти на компромисс с судебной системой. Его адвокаты дали понять представителям СМИ, что именно в этом заключается тактика их клиента. Адвокаты Либермана открыто заявили, что они готовы к компромиссной сделке. В том числе и потому, что между ними и обвинением нет существенных разногласий по большей части параграфов обвинтельного заключения.
Что же касается избирательной кампании Ликуда, то в пятницу представители предвыборного штаба дали понять, что в их намерения не входят попытки скрывать Либермана от потенциальных избирателей. Напротив, Либерман вместе с Нетаниягу будут занимать в ней центральное место. Высшие лица Ликуда также поспешили распахнуть объятия главе МИДа. Общая избирательная кампания, которой руководит американский политтехнолог Артур Финкельштейн, будет сосредотчена на теме сильного совместного руководства Нетаниягу и Либермана, опытных и рациональных политиков. Нетаниягу продолжит руководить кампанией, находясь в кресле главы правительства, занимаясь одновременно важными политическими и оборонными вопросами. Сдвиг вправо будет продолжаться в попытке удержать избирателей, планирующих отдать свои голоса Нафтали Бенету.
Уже вчера СМИ стали уделять гораздо меньшее внимание Либерману. В предвыборном штабе Ликуда полагают, что в течение нескольких дней эта тема станет второстепенной с точки зрения прессы, поскольку Захава Гальон и Шели Яхимович, выступившие с резкими нападками против Либермана, призвавшие его уйти в отставку, потеряли почву для дальнейшей медиа-атаки. Опыт прошлого учит, что обвинительное заключение против Либермана не окажет существенного влияния на результаты выборов и не приведет к ослаблению НДИ.
Либерман находился под подозрением в течение 12 лет. Это не помешало ему стать председателем третьей по числу депутатских мандатов партией в кнессете в ходе прошлых выборов и занять место министра иностранных дел. Израильская общественность не придает чрезмерного значения подозрениям в уголовных преступлениях, выдвигаемых против своих избранников. Ариэль Шарон был избран огромным большинством на пост главы правительства в то время, как против него велось уголовное расследование по делу о «греческом острове». Ольмерт, несмотря на судебный процесс, взвешивал возможность вернуться на политическую сцену. Его намерения получили определенную поддержку в обществе. Общественность привыкла, что Либерман постоянно находится под подозрением со стороны правоохранительных органов. Так что относительно легкое обвинительное заключение не причнит ущерб ни ему, ни блоку Ликуд бейтейну, который, согласно последним опросам, станет самой большой партией в парламенте и будет формировать новое правительство после январских выборов.
Мазаль Муалем, «Маарив»