Читайте также
В ходе этой предвыборной кампании редко упоминается главная драма представителей слабых слоев: они неспособны выбраться из бедности, потому что не могут найти работу. Особенно безнадежно застревают в этом замкнутом кругу "русские".
Я в Службе трудоустройства прошла путь от рядовой сотрудницы до заместителя начальника Северного округа. У меня было достаточно возможностей изучить проблемы занятости.
Есть несколько причин "русской "безработицы": сложность социально-экономической ситуации, несовершенство системы трудоустройства, отсутствие у "русских" доступа к информации о работе, равнодушие и даже негативное отношение к "русским" работодателей и властей. Соответственно надо искать решения проблемы.
Отменить глобальные кризисы, вызывающие застой в экономике, Израиль не может. Но дипропорция в расположении промышленных зон порождена отсутствием стратегии у правительства. Самая высокая безработица – на Севере и на Юге. Ездить на работу в отдаленные города жителям периферии невыгодно, так как работодатели не оплачивают "слишком дорогой" проезд. А попытаться открыть здесь свой небольшой бизнес еще труднее, чем в центре.
Попытки заменить государственную Службу трудоустройства частными посредническими компаниями (программа "Висонсин") провалились. "Кабланы" думают не о том, как дать людям работу на длительный срок, а о своей прибыли. Они не выплачивают все, что положено.
Государственная система трудоустройства не справляется с потоком безработных. Она должна удолетворять заказчика – правительство. А оно думает о выборах и борется не с безработицей, а с цифрами. Правительство рапортует о снижении безработицы, но "прогрес" достигнут за счет ужесточения критериев выдачи пособия по безработице. А те, кто давно находится без работы, не регистрируются и не портят статистику...
В поисках работы выходцы из бывшего СССР находятся в худшем положении, чем уроженцы страны. Израильтянин прибегает к протекции – родствеников, товарищей по учебе или службе в армии. "Русским" приходится полагаться на себя.
"Русские" в начале абсорбции по наивности надеются на объявления о работе в русских газетах. Они не знают, что часто объявления перепечатываются из ивритской прессы и устаревают. Есть и другой "трюк": предприниматели принимают нужных людей без проведения конкурсов, а для прикрытия этих нарушений размещают объявления в газетах.
Работодатели бывают заражены теми же предрассудками, что и другие израильтяне. Выбирая между "саброй" и человеком с "русским" акцентом, многие предпочтут уроженца страны, хотя по профессиональным качествам он может уступать конкуренту.
Что же делать, чтобы "русские" не страдали от безработицы?
Надо строже контролировать частные фирмы по трудоустройству. Контролеры министерства труда проверяют "кабланов" благодушно. Да и не знают, что именно проверять! Вот я и такие люди, как я, знаем досконально, в чем надо уличать конторы "Коах адам". За грубые злоупотребления министерство труда должно лишать "кабланов" государственной лицензии, чего у нас не бывает.
В Израиле есть законы, запрещающие дискриминацию работника из-за возраста, пола, этнической принадлежности. Но на деле они не соблюдаются. Идти в суд – затея безнадежная. Необходимо привести в порядок законодательство, подвергать работодателей, допускающих дискриминацию, крупным штрафам.
Хуже всего живется "русским" в окраинных городах. Проблему занятости на периферии поможет решить некогда успешно работавший метод: создание промзон. В этом заинтересованы муниципалитеты: они получают больше налогов и от предпринимателей, и от людей, получающих работу. Выигрывают местная торговля, культура.
В Израиле государство слишком мало внимания уделяет малым бизнесам. Малые бизнесы - это новые рабочие места и значительные поступления в госказну.
Я сотрудничала с МАТИ – центрами деловой инициативы. Там работа поставлена не профессионально. Подготовка к самостоятельному бизнесу поверхностна. Но мало учить людей бизнесу – им требуется поддержка. Банки дают владельцу малого бизнеса ссуды в размере 30% под высокий процент. Этим должно заняться государство: предоставлять под свою гарантию ссуды под низкий процент и в размере не менее 50%. Государство должно взять на себя и страхование малых бизнесов, и социальные гарантии бизнесменам. Только государство может сократить бюрократические проблемы, от которых изнемогает малый бизнес.
Существует печальное явление: израильтяне, получив высшее образование, не находят работу и уезжают из страны. Среди них немало "русских". Правительство должно стимулировать перспективные современные отрасли, а университеты и колледжи должны давать специальности, востребованные на рынке труда.
Молодому поколению репатриантов много может дать профессиональное образование. У нас есть школы ОРТ, "Амаль", ВИЦО, но их недостаточно. А они могли бы готовить выпускников, способных сразу выйти на рынок труда.
Вывод: проблема занятости очень сложна, но решить ее можно. Требуется желание людей, облаченных властью, и их компетентность.
Рина Френкель, член предвыборного списка партии "Еш атид", в прошлом заместитель начальника Службы трудоустройства Северного округа