Читайте также
29 ноября ООН признала Палестинскую автономию государством. Очередная попытка легализовать не существовавший на тот исторический момент палестинский народ удалась. Дата символическая - 65 лет назад 29 ноября 1947 г. ООН приняла решение о создании Еврейского государства. Во многих городах Израиля есть улицы им. 29 ноября. Теперь такие улицы, видимо, появятся в Рамалле, Шхеме, Газе.
Палестинские лидеры уже давно используют идеологию и методы основоположников сионизма – от создания образа гонимого народа до вооруженного давления на оккупационные власти (для еврейских боевых групп такими оккупантами были британцы). Разумеется, с поправкой на национальные, исторические и религиозные особенности. Еврейские боевики, добившись цели, сложили оружие и ушли в политику. А образ гонимого народа у евреев существовал задолго до того, как сытые израильские власти стали использовать его в идеологических целях. Но в целом специалист по истории сионизма д-р Махмуд Аббас оказался хорошим учеником и, улучшив момент, добился для Палестинской автономии нового статуса. Воровство, коррупция, внутренние разборки, религиозная и идейная нетерпимость забудутся, а праздничная дата остается. Назло врагу. В данном случае – Израилю.
Израильское общество изо всех сил старается сделать вид, что пилюля не горькая, что ничего особенного не произошло. Антисемитизм мирового сообщества давно известен, чего еще от него ждать? И переговоры с террористами мы не будем вести. Правительство Израиля даже приняло ответные меры – утвердило планы строительства 3000 единиц жилья на оккупированных территориях, пригрозило побить палестинцев шекелем и обвинило в несоблюдении Норвежских соглашений. В общем, напугали, как могли.
И все-таки то, что произошло 29 ноября в ООН, чревато более серьезными последствиями, нежели простой ритуальный акт. Израиль потерял инициативу, которая позволяла ему контролировать конфликт.
Шахматисты знают, что при наличии инициативы можно выиграть партию даже с потерями в качестве. Один из примеров этого – сам Израиль, который в 1948 году с минимальным количеством боевых фигур поставил мат 7 арабским армиям. Но отдав инициативу, Израиль лишается возможности обсуждать такие болезненные проблемы, как статус Иерусалима, права палестинских беженцев, демилитаризованность будущего Палестинского государства. Можно, конечно, объявить их несуществующими. Наш Иерусалим - и все тут. Но и Хеврон был «наш». И Синай был «наш». А Иудея с Самарией чьи?
Высокомерно отказываясь вести переговоры с врагами (а с кем их вести? С друзьями? С самим собой?) Израиль уже не раз проиграл на односторонних решениях. Подумаешь, болячка! Заживет. А она не заживает, нагнаивается и в конце концов приводит к заражению крови. Игнорируя опасность, объявляя ее недостойной внимания, очередной лидер программирует будущие обострения. Выход А. Шарона из Газы в одностороннем порядке, без каких-либо договоренностей повлек за собой многолетние напоминания проигнорированного ХАМАСа о том, что он существует. Болячка не заживает. И регулярные попытки ее сковырнуть не приводят к выздоровлению.
По иронии судьбы двери мирному процессу в 1991 году открыл именно Б. Нетаниягу. Тогдашний глава правительства И. Шамир послал молодого перспективного политика и дипломата представлять Израиль на мирной конференции в Мадриде, поскольку сам не хотел сидеть за одним столом с ненавистным Я. Арафатом. В Мадриде был принят курс на замирение с палестинцами. В следующем году пришедшие к власти И. Рабин и Ш. Перес одним рывком продвинули этот процесс и подписали в Осло печально известные соглашения. Еще 3 года спустя, вернувшись к власти во главе уже с Б. Нетаниягу, национально-патриотический лагерь стал тормозить процесс примирения, провоцируя партнера поселенческой политикой и другими доступными средствами. Но руку на пульсе умирающего мирного процесса все-таки держали, время от времени выступая с призывами к миру. Какими бы плохими не были соглашения Осло, они все-таки оставляли инициативу в руках Израиля. Теперь же правительство Нетаниягу приняло самое привычное для себя решение: уйти от решения. Инициатива отдана ООН и ее клиенту ПА. Можно сколько угодно хорохориться и надувать щеки, однако выход из игры - отнюдь не означает победу, а техническая победа в связи с выходом партнера из игры все-таки остается победой.
Израиль, разумеется, вынудят вернутьсяза стол переговоров. Только теперь ужена худших условиях. И эти условиявыпукло проступают из-под макияжапатриотической болтовни. Израильское правительство, еще немного похорохорится и согласится. Объяснив своим гражданам, что кругом одни антисемиты и террористы. Только вот платить по предъявленным счетам придется не правительству, а гражданам. И именно потому что выбранное ими правительство в очередной раз ушло от решения, подменив его патриотической болтовней.