Читайте также
Россия призывает к немедленному созыву ближневосточного «квартета», чтобы дать импульс мирному процессу. Глава Палестинской администрации Аббас намерен внести в ООН 29 ноября вопрос о новом статусе автономии. Израиль против. Но сохранение статуса-кво уже невозможно.К мирному процессу
Москва зовет «квартет» международных посредников по ближневосточному урегулированию немедленно собраться на уровне глав МИД с тем, чтобы обсудить ситуацию и придать динамику некогда отложенному процессу всеобъемлющего урегулирования. Об этом сегодня сообщил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Как ранее говорил глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи с госсекретарем США Хиллари Клинтон, вопрос созыва «квартета» был отложен до завершения урегулирования в Газе. Теперь, после того, как Израиль и ХАМАС подписали соглашение о перемирии, встреча «четверки» необходима. В Москве уверены в том, что нынешняя эскалация в регионе стала возможна из-за того, что палестино-израильский диалог и встречи посредников по Ближнему Востоку были прерваны. Российский постпред в ООН Виталий Чуркин на днях так разъяснил эту позицию: «Мы считаем ошибкой, что "квартет" не был активен столь длительное время. Бездействие международного сообщества и бездействие "квартета" внесло вклад в атмосферу нестабильности, из-за которой стало возможным возникновение нынешней ситуации».
Напомним, в последний раз «четверка» встречалась весной 2012 года. После этого планировалась встреча в рамках работы Генассамблеи ООН в сентябре 2012 года. Но Вашингтон отказался, хотя уже тогда актуальность возобновления мирного процесса была очевидной. «Россия настоятельно призывает к активизации усилий "квартета" ближневосточных посредников в тесном взаимодействии с Лигой арабских государств по скорейшему возобновлению палестино-израильских переговоров», — призывал на ГА Сергей Лавров.
Вместе с тем актуальность кропотливой совместной работы по Ближнему Востоку обусловлена не только взрывоопасной ситуацией вокруг Израиля, но и новым раскладом сил, сложившимся в регионе в связи с «арабской весной». Этот фактор политики не имеют права недооценивать. На политическую арену вышли «Братья-мусульмане», суннитское движение, ранее запрещенное североафриканскими светскими режимами, ныне свергнутыми. Выяснилось, что «Братья-мусульмане» в каждой стране отличаются друг от друга степенью радикальности и непримиримости к оппонентам. Так, египетские «братья» оказались вполне вменяемыми собеседниками. И Египет, которым они рулят, смог с успехом выполнить посредническую роль в конфликте между Израилем и ХАМАС. По мнению региональных аналитиков, Каир и далее сможет заниматься вопросом урегулирования ситуации для достижения более долгосрочных результатов, если использует свое влияние на радикалов ХАМАС и мотивирует их занять менее жесткую позицию в отношении Израиля. Каир также может воздействовать на Тегеран и повлиять на минимизацию поставок оружия в Газу. Не говоря уж о потенциальной возможности АРЕ способствовать восстановлению внутрипалестинского единства.
Вместе с тем, «Братья-мусульмане», действующие в Сирии, напротив, отличаются особой жесткостью и радикализмом. И это необходимо учитывать. Другой фактор, принесенный в регион «арабской весной», — распространение влияния «Аль-Каиды», вернее, структур, аффилированных с нею. Третий фактор — насыщение региона Ближнего Востока и Северной Африки оружием, в том числе, и свежих моделей. Четвертый фактор — заметное ослабление влияния Ирана и усиление роли нефтяных монархий Катара и Саудовской Аравии, вносящих немалый вклад в дестабилизацию обстановки. Все это ново и усложняет и без того сложные задачи, которые стоят перед международным сообществом в решении ближневосточного кризиса.
Новое государство
На почве «арабской весны» усиливается активность администрации Палестинской автономии в деятельности по обретению нового статуса. 12 ноября 2012 года, за два дня до начала израильской операции в Газе, палестинский лидер Махмуд Аббас сообщил: 29 ноября он поставит на голосование в ООН вопрос о предоставлении автономии статуса государства — наблюдателя в ООН. Он уверен, что получит поддержку Объединенных наций. И тогда со спокойной совестью и принципиально новым статусом сядет за стол переговоров с Израилем. Напомним, в 2011 году заявка Палестины на членство в СБ ООН рассматривалась. Но к согласию не пришли. На сей раз речь пойдет о статусе наблюдателя. Его получение не связано с СБ. В Рамалле отмечают, что нужно 50%+1 голос стран-членов ООН. В поддержке 132 государств палестинская администрация уверена. Именно 132 столицы высказались в прошлом году за независимость Палестины.
Аббас проводил и проводит активные консультации с мировыми лидерами. Так, президент США Барак Обама заявил, что его страна будет против. Аббас также сказал, что Израиль пригрозил «карательными мерами» в случае вынесения вопроса о статусе на голосование в ООН. Россия заверила, что поддержит Палестину. Посланник ПНА сегодня направился в Китай, который является постоянным членом СБ ООН. Его мнение относительно статуса Палестины чрезвычайно важно. Впрочем, Пекин в прошлом выступал за государственность Палестины. В программе визита — обсуждение ситуации в Газе, но и вопрос статуса, можно не сомневаться, будет затронут.
ХАМАС или ФАТХ
Отметим, учитывая соперничество двух политических группировок ХАМАС и ФАТХ на внутрипалестинском поле, нынешний успех ХАМАС в переговорах с Израилем, позволивший подписать соглашение о перемирии, играет против Аббаса. Ведь он не смог «додавить» Израиль, не заставил его прекратить поселенческую деятельность на оккупированных территориях. (Именно это условие Аббас уже несколько лет выдвигает в качестве предварительного для начала диалога о мире, тогда как израильтяне считают, что переговоры должны начаться без предусловий, а тема поселенческой деятельности — лишь одна из проблем для обсуждения). А вот лидер ХАМАС Халед Машааль смог, как он утверждает, заставить израильтян принять его условия перемирия. И смог дать почувствовать палестинцам, что они и есть победители Израиля.
Следующая задача, которую ставит Машааль — внутрипалестинское примирение. В нынешней ситуации очевидно, что у ХАМАС значительно больше козырей, чем у ФАТХ. Если, конечно, Аббасу не удастся заполучить в ООН новый статус для Палестины.
Выгодно ли Израилю ослаблять позиции Аббаса? Нет. И поддерживать получение нового статуса ПА тоже невыгодно, поскольку это усилит вес Палестины на мирных переговорах. Но если Аббас проиграет в ООН, то примирение палестинцев пойдет под руководством ХАМАС. И Израиль вместо двух соседей — одного вменяемого, а второго радикального — получит объединенного радикального соседа, в чем он вряд ли заинтересован. С другой стороны, если Египет сможет мотивировать ХАМАС изменить или хотя бы смягчить антиизраильскую риторику, то ситуация окажется не столь трагической. Существует ли третий вариант для решения проблемы, который смог бы обеспечить нормальный мирный процесс и безопасность Израиля? Совершенно очевидно, что этот третий вариант, если он есть — отнюдь не сохранение статус-кво, к чему стремится израильское руководство, совершая шаги для замораживания ситуации и вооружаясь. Потому что в новых геополитических реалиях прежняя политика просто невозможна.