Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+21+12
Иерусалим
+19+10

Мнения

А
А

Финал тандема

Огромная черная кошка пробежала между боевыми друзьями и политическими союзниками. Когда-то многим казалось, что это армейское братство нерушимо.

08.10.2012
Источник:Глобус
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

В Загребе есть забавный Музей разбитых отношений. Там выставлены в качестве экспонатов предметы, значимые не только для бывших любовников, но и для политических партнеров. В частности, некий разгневанный посол принес в качестве экспоната портрет премьер-министра страны пребывания.

Огромная черная кошка пробежала между боевыми друзьями и политическими союзниками. Когда-то многим казалось, что это армейское братство нерушимо, но вспомним, что Барак и Биби одно время были непримиримыми политическими противниками, а в политике нет постоянных друзей, а есть интересы.

Взаимная выгода потребовала от Эхуда Барака, который столкнулся с мятежом в своей партии, гарантированной поддержки премьера, и в качестве оплаты за раскол в Аводе тот получил пост министра обороны. Ушедших вместе с Бараком в правоватый Ацмаут тоже щедро наделили портфелями, несмотря на протесты ликудовцев, и, представляя партию фактически одного человека, глава оборонного ведомства стал главным союзником и правой рукой Нетаниягу. Виды на урожай февральских досрочных выборов у партии Ацмаут никакие, она не набрала политической силы, а значит, вместо нынешних пяти мандатов может рассчитывать на три, если преодолеет электоральный барьер.

Биби в свое время не слишком заботила эта хилая политическая партия, но он хотел обеспечить будущее Барака и забронировать на него реальное место в списке Ликуда. Однако все имеет свои пределы, и премьер столкнулся с отчаянным сопротивлением собственных однопартийцев, там наотрез отказались принимать Барака. Как Нетаниягу ни интриговал на приватных встречах с видными ликудовцами, ни давил на них, он понял, что номер не пройдет. В качестве же министра обороны - второго лица в стране, бывший командир по «Саерет маткаль» экс-капитана Нетаниягу вполне устраивал. Главным жупелом, и не без оснований, эти двое назначили иранскую ядерную угрозу, выступили единым фронтом, а когда Родина в опасности, сами понимаете, нужно затянуть пояса. Оба бывших спецназовца полагали, что до октября 2012 года необходимо провести военную операцию против Ирана. Барак долгое время выступал перед народом и пугал, что если до зимы Израиль не уничтожит ядерные объекты, он столкнется с большими трудностями, так как они уже будут прочно защищены. На этом основании был создан бескомпромиссный график, часы угрожающе тикали, отсчитывая точку невозврата.

В тандеме Барак представлял военные доводы, а Биби подкреплял их идеологической базой. Главный ее тезис заключался в том, что израильская акция неизбежна, иначе нам не предотвратить вторую Катастрофу. Отсюда и сравнение Ахмадинеджада с Гитлером, с «Гитлером XXI века». Премьер и министр обороны дополняли друг друга в доводах и демонстрировали американцам единый подход. В Вашингтоне поняли, что Израиль настроен решительно и действительно может в одиночку атаковать иранские ядерные объекты. К нам зачастили американские эмиссары самого высокого уровня: госсекретарь Хилари Клинтон и ее замы, министр обороны, глава Пентагона, руководители секретных служб, и каждый доходчиво убеждал, что Америка и ООН сами решат иранскую проблему, не нужно мешать удушающей политике экономических санкций. Обама терпеливо встречался то с Бараком, то с Нетаниягу, грозил, уговаривал, упрашивал и требовал отсрочки. В какой-то момент Нетаниягу и Барак явно перегнули палку. Обама был разочарован поведением израильского премьера, так как понял, что Биби активно действует в рамках американской избирательной кампании, явно поддерживая республиканца Митта Ромни. Ни один израильский премьер, нравились или не нравились ему кандидаты в президенты США – своего главного стратегического партнера и спонсора, до Нетаниягу не действовали столь нарочито и неуклюже. Биби не скрывал своих симпатий к республиканскому кандидату, пригласил его в Иерусалим, устроил торжественный ужин, и если бы сохранил свое американское гражданство, тут же досрочно проголосовал бы за друга Митта. Ромни сопровождал миллиардер Шелдон Эдельсон, король американского и израильского политического казино, владелец главной трибуны премьера, газеты «Исраэль хайом». В этом рупоре Нетаниягу вы не найдете ни одного плохого слова о Биби или, боже упаси, о его жене Саре. Здесь не клеймят лояльных премьеру министров, зато могут публично высечь тех, кто осмелился возразить главе правительства.

Аналогичной поддержкой у правой прессы пользовался и левый министр обороны. Накануне праздника Рош ха-Шана Барак дал большое интервью этой газете. Не «Едиот ахронот», не «Маариву», не газете для умных людей «Гаарец», а только «Исраэль хайом». Те, кто читали это интервью, вычитывали между строк некоторые разногласия в позициях Биби и Барака по иранской проблеме. Но тогда многим показалось, что расхождения в нюансах. И вот тут Биби довел до предела свой конфликт с Обамой. Он указал ему красную черту, за которой, если президент США не приступит к военным действиям, Израилю ничего не останется, как в одностороннем порядке атаковать ядерные объекты.

Ультиматум Биньямина Нетаниягу с указанием конкретной даты был, в конечном счете, проигнорирован Белым домом. На Обаму и его команду не произвело впечатления ни выступление Биби в ООН, где тот описывал свое видение проблемы, ни приведенные доводы о достижении критического уровня обогащенного урана. Знаменитая картинка с графиком, которой пугал мир Биби, приобрела карикатурный характер и замелькала на первых страницах газет. Обама выказал свое пренебрежение, даже не найдя времени для встречи с израильским премьером. И вот тут Эхуд Барак начал менять свою ориентацию.

Отношения между бывшими партнерами стали драматически ухудшаться, а на этом фоне более сговорчивый израильский министр обороны опять стал в фаворе в Вашингтоне.

Судя по частоте визитов, второму лицу государства Израиль были рады намного больше, чем первому. Барак все больше напирал на важность стратегического сотрудничества наших стран, великую дружбу Генштаба и Пентагона, на личный вклад президента Обамы в безопасность Израиля и всего региона. Нетаниягу это явно не понравилось, и его неудовольствие, как всегда, подобострастно и неуклюже озвучил ручной министр финансов Юваль Штайниц. На встрече премьера и Штайница Биби заявил, что Барак специально ездил в США, чтобы подлить масла в огонь и раздуть конфликт с администрацией Обамы. Штайниц, в свою очередь, предупредил Нетаниягу, что Барак может «смошенничать» при принятии нового бюджета страны на 2013 год. Вся информация была активно слита в прессу, Эхуда Барака заклеймили как интригана.

Теперь Барак демонстрирует себя как активный сторонник Обамы, а Биби, поставивший на Ромни, выглядит довольно жалко. Кандидату Ромни плевать на будущее израильского премьера, кадры, где Биби хвалит республиканца, он использует постоянно. А ну как победит Обама? Теперь, рядясь в тогу спасителя и миротворца, Барак согласно обвинениям Биби, пытается окончательно рассорить его с вашингтонской администрацией. Пресс-служба Минобороны, в свою очередь, сообщает, что разногласия их патрона с премьером по вопросам социальной политики, палестинской проблеме и отношениям с США ни для кого не являются секретом. От скандала пока выиграл только один человек – министр иностранных дел Авигдор Либерман. Теперь он главный коалиционный партнер. Что же касается Биби, то без поддержки «изменника» Барака об операции против Ирана не может быть и речи. Да, он может демонстративно уволить Барака, и в Ликуде ему будут рукоплескать. Но каковы последствия этого шага в преддверии досрочных выборов, сказать трудно. Вероятно, победив, Биби уже не поставит своего бывшего командира министром обороны. Впрочем, в политике возможны совершенно непредсказуемые компромиссы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке