Туристы в своей стране: зачем светские израильтяне отмечают Йом Кипур?
Фото: Getty Images
Туристы в своей стране: зачем светские израильтяне отмечают Йом Кипур?

Новое модное поветрие последних лет: молитвенные экскурсии в Цфат и Иерусалим ("сиюрей слихот") в канун Судного дня. Это, по-видимому, отвечает потребностям многих израильтян, считающих себя секулярными людьми, почувствовать себя "настоящими" евреями, принять участие в еврейских культовых ритуалах.

Это явление называют возвращением к традиции. Раз в году люди принимают участие в организованной поездке во главе с экскурсоводом, заглядывают в синагоги, наблюдают за молящимися возле Стены Плача, погружаются в "экзотическую" атмосферу. Туристы в своей стране.

Превращение традиции "слихот" в популярную сферу местного туризма (в ходе экскурсий нередко устраиваются театрализованные представления, в которых актеры изображают знаменитых раввинов прошлого, гиды включают кассеты с записями еврейской литургики ("пиютим") не может не вызывать ничего, кроме насмешки. Речь идет о пародийном действе (я бы даже сказала - перверсивном). Все это символизирует полное равнодушие данной публики к самому понятию "слихот".

Для того, чтобы действительно понять и прочувствовать традицию литургии Страшных дней ( молитвы читаются в период между Рош ха-Шана и Йом Кипуром), нужно читать "слихот", молить о прощении, каждое утро в течение всего года. Нужно просить прощение за те беды, за те страдания, которые мы причинили другим людям – палестинцам, беженцам, застрявшим на границе с Египтом, бедным людям, которые потеряли кров, Моше Сильману, который сжег себя в ходе демонстрации в Тель-Авиве. Нужно признать свою ответственность за эти поступки, протестовать против подобного рода действий.

Однако те, кто отправляются в молитвенные экскурсии, не заинтересованы в том, чтобы просить у кого-либо прощение, их не интересует "тикун", совершенствование нашего грешного мира. Их интересует удовлетворение индивидуальных культурных запросов.

Наряду с зарубежными поездками и развлечениями есть теперь и такие вот, внутриизраильские, "духовные" экскурсии с "особым смыслом". Это еще один товар, который можно приобрести на рынке. Но вскоре становится ясно, что подобный товар не способен удовлетворить духовные запросы. И тогда наступает Йом Кипур. Но и этот ритуал ничего не меняет в их жизни.

Пустая скорлупа – без подлинного духовного наполнения. Для большинства секулярных израильтян – важнейший день еврейской традиции остается бессодержательным культом. Даже для тех среди них, кто не ест целые сутки (опросы свидетельствует, что так поступают многие светские граждане), пост Судного дня не становится актом изменения сознания. Остальные ограничиваются молитвой "Коль Нидрей", полагая, что этим они обеспечивают себе страховой полис на ближайший год.

"Ашамну, багадну, газальну" (мы виновны, мы предавали, мы грабили) – все это пустые слова для тех, кто далек от религиозного понимания термина "хешбон нефеш". Этот день большая часть светских израильтян проводит на пляже или дома за просмотром фильмов, приготовленных заранее. И все-таки они чувствуют, что поступают неправильно, что есть иной смысл у этого дня, тайный и глубокий, который им недоступен.

Рахель Неэман, "Гаарец"

counter
Comments system Cackle