Как "Гулливеры" делают из клиентов лилипутов
Фото: Getty Images
Как "Гулливеры" делают из клиентов лилипутов

Умные, говорят, учатся на своих ошибках, хотя таковых доводилось встречать мало.

Живем все больше по Жванецкому: "Парень, я прошел через все. Я не стал этим и не стал тем. Я передам тебе свой опыт".

Поскольку мой опыт следующему поколению абсолютно не нужен, остается (не пропадать же добру) передать его читателю. Итак, журналист меняет профессию и превращается в лоха-клиента.

Вот уже лет двенадцать каждое лето я отправляюсь на Всемирный конгресс русскоязычной прессы. 200-300 коллег со всего мира (а где нас нет?) собираются в одной точке Европы и Азии исключительно ради радости профессионального общения.

Добираюсь я туда, естественно, за свой счет, а ежели со мной летит жена, то оплачиваю и ее личное участие – гостиницу, питание, транспорт и экскурсионное обслуживание.

Поскольку деньги на нашей скудной ниве зарабатываются тяжело и плохо, летаем мы не первым классом и даже не эконом-классом регулярного рейса, а стараемся нарыть недорогой чартер. Ну, опоздаем на час-два, все равно пока толпу соберут, по автобусам рассадят, успеем.

Жизнь на "острове", где родному "Эль-Алю" почти монопольно принадлежит небо, научила следить за скидками, разбираться в сайтах турагенств, планировать сразу несколько вариантов отпуска, туда, где стрельнут билеты подешевле.

Случается ли на старуху проруха? Да сколько угодно. Как-то я уговорил тогдашнего главреда "Вестей" Льва Бальцана лететь в Берлин через Вену, а Марк Галесник ("Беседер") предпочел добираться на конгресс через Стамбул.

- Стамбул и Вена, нашел, с чем сравнивать! – убеждал я Левку. – Европейский сервис! Берлин – рядом. Стыковочка часовая, это Галесник будет сидеть в своем Царьграде до вечера.

Приехали мы в Бен-Гурион вместе, в аэропорту бастовали грузчики. Улетели поздно, что в Вену, что в Стамбул, даже Галесника успели проводить. В Вене нас, понятно, никто не ждал, самолет на Берлин давно улетел. Следующий ожидался только утром, озверевший израильский народ пошел требовать ночлега.

- Бесплатные номера вам не положены, это ваша израильская забастовка, все претензии к аэропорту Бен-Гурион.

Одноместный номер, кстати, стоил двести баксов, зеленая израильская жаба нас задавила, поэтому всю ночь мы уничтожали запас пива и сосисок венского аэропорта. Я до сих пор ориентируюсь в нем лучше, чем в собственной квартире.

В Берлин мы попали только после полудня, и первый, кого встретили, был отдохнувший Марк Галесник, турецкая морда.

Нынешний конгресс проходит в Италии, в Неаполе, в конце сентября, куда из Израиля нет прямых рейсов. Можно лететь в Рим, где обещали встретить и обеспечить трансфер.

Регулярные рейсы стоили 650 долларов, чартер - 549. Опять проснулась гадкая израильская жаба, как у того мужика по Жванецкому в миниатюре "Раки". Жалко терять 200 баксов на ровном месте. Билеты я нарыл на сайте "gulliver.co.il", кстати, самый удобный сайт для поиска в интернете.

У меня много знакомых в туристическом бизнесе, никто из них "Гулливер" не хвалил (думал, конкуренция), но и не ругал (опять-таки, думал, по причине профессиональной солидарности). Тем не менее, сайт, повторяю, чрезвычайно удобный, давал мне возможность знать разбег цен при обращении к своему агенту.

На мою беду, буквально все знакомые туристические деятели пребывали в отпуске, дело было 26 июля, и я решил: не боги горшки обжигают, закажу в "Гулливере". Дозвонился мгновенно, оператор, представившаяся как Натали, сказала, что заказ двух билетов по телефону будет стоить на 30 долларов дороже, чем если бы я заказывал самостоятельно в интернете.

- Хорошо, я закажу.

- Погодите, я попробую взять разрешение у начальства не брать с вас эти деньги.

Начальство дало добро, и после нехитрых переговоров по телефону "Исракарт" мгновенно снял деньги, и пришла распечатка самих билетов.

Вот оно, торжество современных технологий и сервис XXI века! Я утер нос всем своим знакомым турагентам!

На следующее утро, правда, пришло извещение: мой рейс переносится с 4-50 утра на 6-30. Досадно, я ведь уже сообщил встречающей стороне, но пережить можно. Написал письмо с извинениями, жду, мечтаю, напеваю под нос "Вернись в Сорренто".

Я бы и дальше мечтал, если бы по всем СМИ 13 августа не прошло извещение о банкротстве авиакомпании "Wind Jet". Триста тысяч пассажиров по всему миру пострадали от этой сицилийской аферы. У застрявшего в Европе народа требовали по 250 евро за доставку на родину, как-то не хотелось попасть в их число. Заглянул в свои билеты: номера рейса присутствуют, название перевозчика – отнюдь. Стремно как-то стало, звоню в "Гулливер". К моей Натали не переводят, и оказывается, это у них на фирме довольно распространенное имя. Происходит на этот раз все достаточно долго, с переводом на различные кнопки, советами автоответчика, задушевными мелодиями, информацией, что я уже третий на очереди, второй и (о счастье!) первый. В ходе упорных переговоров я узнаю, что фамилия моей Натали - Далаль, но она жутко занята.

- А что вас, собственно, интересует?

- Проверьте мой заказ (сообщаю его номер), это случайно не тот самый "Wind Jet"?

- Ни в коем случае, - успокаивают. – Это совсем другой Jet, вылетаете в 6 часов 30 минут.

Вот, думаю, и славненько, продолжаю напевать "Вернись в Сорренто".

21 августа мои сольные выступления были прерваны звонком внезапно очнувшейся от сна царевны Натали:

- Леонид, компания-перевозчик "Wind Jet" разорилась, ваш рейс отменяется.

- Как?! Ваша сотрудница, проверив мой рейс, сказала, что все в порядке.

- Как ее фамилия?

- Не запомнил, но она же проверила мой заказ!

"Имя, сестра!" Сидящий напротив сотрудник назидательно говорит: "А моя жена в таких случаях всегда записывает фамилию".

- Ладно, фамилию я не запомнил, но почему вы за всю неделю не удосужились сообщить мне эту новость, почему проснулись только 21-го?

- Мы можем предложить вам билеты на другие даты.

- После конгресса? Мне нужно быть в Риме 23 сентября утром. У вас на сайте есть эти рейсы, и регулярные, и чартерные.

- Но они стоят 729 и 954 доллара. Пожалуйста, доплатите разницу. Или мы вернем деньги.

- Так вы поэтому тянули резину? У вас в конторе нет интернета, телевизора, радио, связи с партнерами? Только для "Гулливера" банкротство "Wind Jet" свежая новость? Мне не нужны деньги, мне нужны билеты по прежней цене. Таких уже нет - кто вам мешал позвонить мне неделю назад? Ребята, я обращусь к адвокату, в министерство туризма и обязательно напишу о вас в газете.

Адвокат у меня есть, хороший адвокат и давний друг семьи, поэтому он меня консультирует бесплатно и никогда не разводит на деньги, обещая всенепременно выиграть процесс.

В его голосе, впрочем, я не услышал энтузиазма:

- Нужно детально разбираться, а ты пока напиши им письмо.

- На иврите? Я до конца дня не успею.

- Пиши пока по-русски.

Через несколько минут после отправки моего письма по интернет-почте мне позвонила русскоязычная сотрудница Марина Бразер (я теперь все записывал) и вразумляла меня, аки младенца неразумного, на родном великом и могучем. Это-де не наша вина, мы пару дней назад узнали о банкротстве.

Проведя день в пустых переговорах, мы всей редакцией сели писать письмо на иврите.

Красиво получилось, во всяком случае, уполномоченному по работе с обращениями клиентов г-ну Оферу Максимову очень понравилось. Мы, говорит, туристическое агентство, осуществляющее посреднические услуги с авиационными компаниями, гостиницами и пр. А билеты им предоставляет компания "Кишрей Теуфа", которая только 21.08.2012 сообщила об отмене рейса в связи с банкротством. Дальше шли выдержки из устава фирмы "Гулливер" и сердечные пожелания.

Ну, кому верить? А если вы посредники, то почему не сообщите об этом на месте вашего слогана на сайте "Отпуск уже начался"?

Особую тоску на клиента, по своему опыту убедился, навевают условия заключения сделки с "Гулливером".

Чтобы их прочесть полностью, нужно, прежде чем распечатать, нажать особую кнопку, и тогда из текста, набранного мельчайшим шрифтом, вы узнаете, что прав у вас – ноль, зато могут изменить тарифы, в случае подорожания цен на бензин, и в других, самых разнообразных непредвиденных ни вами, ни богом случаях. Два листа убористого шрифта одних условий, которые наверняка составляла целая команда адвокатов-зубров, моему в одиночку в жизнь не расхлебать.

Самое утешительное - это обязательство вернуть деньги в случае отмены рейса, если обращусь в двухдневный срок.

Один день я потратил на переговоры, письма, пребывание в виртуальной очереди, поиски Натали и прослушивание задушевной музыки.

Все, я поднял на ноги всех знакомых из туристической сферы, и получил однозначную рекомендацию: прежде всего, добиться возврата денег. Офер Максимов прислал мне бумагу, что моя просьба о возврате была передана в бухгалтерию.

Бухгалтерия не отвечала, звонки переводили по кругу, Натали была недоступна. И.о. Натали Разит Барани (опыт есть, записываю фамилию) обещает в течение двух недель.

- Каких двух недель, это делается одним нажатием кнопки?! - удивляются мои консультанты.

Следующим утром мы с женой едем в Ор-Йегуду, на розыски компании "Гулливер".

Там в промзоне, на улице Хахарошет, всего два здания, где имеются таблички с номерами домов. Дом, где расположен "Гулливер", и напротив - их коллег.

Дверь была закрыта, попасть можно было только по звонку и по коду. На наше счастье, "гулливеры" постоянно сновали покурить и испить кофейку, вот мы и просочились.

Внутри двухэтажного внушительного офиса был огромный зал, где за загородками люди в поту зарабатывали деньги. Главное в таких фирмах - любой ценой закрыть сделку и снять сумму за услуги. Мы прорвались к святая святых – бухгалтерии, но в приемной нам преградила путь вполне решительная девушка Веред (я теперь все записываю).

Но девушка оказалась откровенной и честной:

- Я вчера ребенка собирала в школу, поэтому вас со мной не связали. Мы вернем вам деньги.

- Когда, родная?!

- В течение двух дней. Если нет, свяжитесь со мной, мы устроим телеконференцию с "Исракарт".

Но я добился главного - бумаги о переводе денег, и это стоило нам с женой трех часов рабочего времени. Уходя, мы попросили показать нам Натали Далаль.

- Зачем?

- В глаза глянуть.

Спасибо, я увидел.

- Хотите поговорить с моим начальством? – спросила невозмутимая Натали.

- Нет, нам тебя вполне достаточно.

Тяжела и неказиста жизнь израильского туриста, если бы не помощь профессионала. Мне дали телефон Виктора Йоффе, я с ним был шапочно знаком, статьи читал регулярно, и вообще он, судя по рекомендациям, производил впечатление вменяемого ответственного человека.

- Тебе куда надо, болезный?
 
- Вообще-то в Неаполь, но прямых рейсов нет.

- Погоди, давай поищем… Минуточку, а если ты вылетишь рано утром в Стамбул, чрез два часа будешь в Блистательной Порте, пересядешь на неапольский рейс, окажешься там в 12-40 и не будешь тащиться полдня из Рима.

- Шаман! А назад?

- Назад? Так, ты не тащишься из Неаполя в Рим, возвращаешься в Стамбул к 5 вечера, проведешь там незабываемые часы с лобстером по цене израильской креветки, полюбуешься закатом, и прилетаешь в Бен-Гурион в то же время, что твои друзья из Рима.

- А цена?

- Так, они хотят 650 долларов, но мы выкупать их не будем, поторгуемся до 580 или даже 570.Но ты экономишь и деньги, и время на дороге до Рима.

Почувствуйте разницу с "Гулливером", где вся задача - немедленно снять деньги. Вите Йоффе что, не надо семью кормить? Он не от сделок получает?

Витя сбил до 580 и еще извинялся. "Исракарт" не дал мне добро на полную стоимость кредита из-за "Гулливера", но Йоффе спокойно дожидался, пока не вернут деньги, да еще и меня успокаивал.

Все мои знакомые турагенты считают, что мне бесконечно повезло. Вон, читаю, в Бат-Яме полсотни человек кинули, люди приехали в Бен-Гурион с билетами, а они липовые. На двери агентства-однодневки висел замок. Каждый день аналогичные примеры я вижу по телевидению.

Судиться с "Гулливером" я не буду, но "прославлять" продолжу. Страна должна знать своих героев.

Помните, много лет назад в "Глобусе" была рубрика "Искусство жить в Израиле". Я так и не научился, но понял: выжить можно только со своим адвокатом, врачом, страховым агентом, автомехаником и, как оказалось, туроператором. А список можно продолжить десятком других полезных профессий...

Источник: Глобус
counter
Comments system Cackle