Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
Нетаниягу, похоже, решил довольствоваться почетной ролью английской королевы: он царствует, но не правит. Правит Барак
В знаменитой сатирической комедии «Хвост виляет собакой» президент США, руководимый своим ушлым советником, устраивает «маленькую победоносную войну», и с блеском осуществляя ее, переизбирается на второй срок. Главный победитель, впрочем, - не сам президент, а его советник, которого играет Роберто де Ниро. Ведь именно он управляет Америкой, а, следовательно, всем миром.
Эта история приходит на ум при взгляде на отечественную политику. В самом деле, кто нами правит, кто принимает решения, кто вырабатывает курс государства – от вопросов безопасности и поселенческой политики до проблем образования? Премьер-министр? Не похоже. Скорее, глава самопровозглашенной фракции «Ацмаут» из четырех человек, отколовшейся от партии «Авода» - Эхуд Барак. И это в очередной раз со всей очевидностью проявилось после того, как Барак, превысив свои полномочия, в приказном порядке отложил присвоение университетского статуса Ариэльскому вузу.
Напомним вкратце главные вехи в «ариэльской эпопее». Ариэльский колледж был основан в 1982 году, как филиал Университета Бар-Илан и в 1983 году перенесен в столицу Самарии – Ариэль. Очень быстро он по своим показателям стал вровень с другими ведущими учебными заведениями страны: здесь действуют 26 факультетов, на которых учатся более 14 тысяч человек. По завершению учебы они получают дипломы бакалавров и магистров, чьи дипломы признаются Советом по высшему образованию в Израиле. В колледже функционирует технологическая теплица и профессиональные курсы, здесь работают 280 преподавателей и ученых, четверть из которых – профессора; университет взаимодействует с 150 научными и высшими учебными заведенийями по всему миру. В 2011 году его руководство, совместно с Федеральным университетом Урала, подписало соглашение о сотрудничестве с Инновационным центром Сколково – «Силиконовой долиной» России. Это позволило сформировать научный Центр Израиль – Сколково (Israel Skolkovo Gateway), что открывало израильским компаниям доступ к материальным и интеллектуальным ресурсам Сколково. По словам Алекса Миллера (НДИ), жителя Ариэля и главы парламентского лобби в защиту Ариэльского вуза, «колледж изначально был задуман, как будущий университет и, действительно, по всем критериям соответствует университетскому уровню».
Уже в 2005 году идея придания колледжу статуса высшего учебного заведения получила поддержку со стороны правительства, однако в 2006 году Совет по высшему образованию в Израиле пошел на попятную. И, более того, для подстраховки постановил, что в течение 5 лет вообще не будет обсуждаться вопрос о присуждении какому-либо колледжу университетского статуса.
Хотя в августе 2007 года руководство колледжа переименовало его в Университетский Центр Самарии в Ариэле, тогдашний министр образования Юли Тамир заблокировала инициативу, а затем распорядилась вообще прекратить финансирование колледжа. «Против» ариэльского Центра выступила и большая часть научной элиты – одни, потому что видели в нем серьезного конкурента и боялись потерять часть дотаций; другие – из-за идеологических и конъюнктурных соображений, следуя нормам политкорректности и соответственно – собственным карьерным соображениям. В тоже время в защиту Университетского Центра выступили представители крупного бизнеса во главе с экс-президентом Ассоциации промышленников Шрагой Брошем. Сражение шло с переменным успехом. Хотя по истечению пятилетнего срока комиссия по планированию и финансированию при Совете по высшему образованию приняла решение о «нецелесообразности» этого шага, в конечном счете, 17 июля Совет, наконец-то присвоил Ариэльскому колледжу статус университета.
Однако, как выяснилось, война не закончилась, ибо противники Университетского Центра во главе с Эхудом Бараком перешли к откровенно силовым методам.
Барак запретил командующему Центральным округом ЦАХАЛа генерал-майору Ницану Алону подписывать указ о присвоении колледжу статуса университета и заявил, что окончательное решение будет принято только на основании постановления БАГАЦа. А решения БАГАЦа, как известно, страдают хроническим дисбалансом: они всегда – в пользу палестинцев, и всегда – против поселенцев. В любом случае, действия Барака - очевидное превышение налагаемых на него полномочий и вторжение в сферу, к которой он не имеет ни малейшего отношения.
«У нас сложилась ситуация, напоминающая страны третьего мира, где военные хунты решают все вопросы, даже в сфере просвещения. Барак пользуется своим служебным положением, пользуется армией в своих политических интересах, нарушая коалиционные соглашения. Он смеется в лицо и премьеру, поддержавшему присвоение Ариэльскому вузу университетского статуса, и всему кабинету министров», - прокомментировал это решение Алекс Миллер в интервью порталу Izrus. В настоящий момент Миллер готовит законопроект о лишении военного ведомства ряда полномочий в сфере просвещения за «зеленой чертой», и, по его словам, станет «неприятным сюрпризом» для Барака. Миллер убежден: присвоение университетского статуса должно быть исключительно прерогативой правительства.
Однако, возвращаясь к началу статьи, следует подчеркнуть: главное - даже не статус университетского центра в Ариэле, главное – политика премьер-министра. Пункт о придании Центру университетского статуса входит в коалиционные соглашения, подписанные «Ликудом» и НДИ, и не только Авигдор Либерман, но и многие «ликудники», такие, к примеру, как Гидеон Саар, например, поддерживают данное начинание. Однако получается, что вопреки всем соглашениям, мнению ведущих министров и постановлению Совета по высшему образованию, все решает человек, не располагающий ни общественной поддержкой, ни парламентскими мандатами – глава фиктивной фракции с нулевым электоратом. Где премьер? Его словно бы и нет…
Это, увы, – далеко не единственный пример подобного рода. Антипоселенческая деятельность Эхуда Барака, с одной стороны, и его миротворчество – с другой, хорошо известны. Барак был в первых рядах сторонников сноса поселенческих блоков в Мигроне и Гиват а-Ульпана, а в апреле 2012 года он выселил поселенцев из «Дома Махпела» в Хевроне. Барак стоит за сворачиванием строительства в поселениях и выступает за «политику сдержанности» в отношении к режиму ХАМАС. Он ведет себя и как глава правительства, и как министр иностранных дел, разъезжая по всему миру с декларациями о «необходимости болезненных уступок» и опять-таки вторгаясь в область, к которой не имеет никакого отношения.
Так, проголосовав за «Ликуд» и НДИ, сотни тысяч избирателей получили бывшего лидера «Аводы», провалившегося во всех своих начинаниях – начиная от позорного бегства из Южного Ливана и провала в Кэмп-Дэвиде в 2000 году, и кончая не доведенной до логического завершения операции «Литой свинец» в Газе.
Сегодня Нетаниягу по собственному желанию превратился в израильский эквивалент английской королевы – он царствует, но не правит. Правит бал Эхуд Барак.