Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Виртуальное образование: новая утопия

Школа оказалась перед неразрешимой дилеммой: либо учить детей в кайф – либо просто учить. Или выжить, поверив в виртуальную утопию – или идти ко дну под грузом отживших методик.

06.09.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Я хотела бы видеть дифференциальное обучение, которое позволяет ребенку учиться в соответствии с его интересами, склонностями и способностями". (Михаль Гольден)

Как это случается в Израиле, к началу учебного года СМИ вдруг вспомнили о школе. Мало кто написал что-то хорошее – больше по привычке ругали. Михаль Гольден, например, в "Маариве" опубликовала статью "Израильская школьная система нуждается в радикальных изменениях". Никаких открытий в педагогике журналистка не сделала – зато жесткой порке школьную систему подвергла. Суть критики сводится к посылам: долой старую школу, прочь надоевшие методики, на пенсию глупых учителей.

"Декорации изменились, друзья мои, однако суть осталась прежней. Ничего, по большому счету, не изменилось за последние тридцать лет".

Ну что ж следует признать: недовольство старой школой – симптом времени. Старая школа уже не держит удар, не готова ответить на вызовы современности. Ей остается или измениться, или умереть.

Вы думаете Израиль в своей глубокой антипатии к школе чем-то отличается от других стран? Социальный имидж школы везде подпорчен, потому противников традиционной школы хватает. Более того, сегодня критика старой школы перерастает в ненависть. И в тот момент, когда горечь бессилия переходит некую грань – именно тогда рождается светлая утопия о новой школе.

"Но учителя это так старомодно. Зачем использовать людей, если задачу персонализации образования можно доверить машинам?"

Но для того, чтобы ситуацию изменить, недостаточно критики, нужны новые образовательные модели. Современные компьютерные проекты, которые изменили бы устаревшие взгляды на образование.

И как показывают многочисленные публикации, этого-то добра наработано более чем предостаточно.

В пространной статье Михаила Левина "Как технологии изменят образование: пять главных трендов" приводятся примеры американских стартапов, призванных радикально изменить школьные и университетские программы. Кстати, еще один показательный симптом. В современные образовательные программы инвесторы охотно вкладывают деньги.

Так вот, в своей статье М. Левин набрасывает картину фронтального наступления Интернета на традиционную школу.

Khan Academy – крупнейшее в мире хранилище материалов по естественным наукам. Причем, все данные систематизированы, варьируются по степени сложности и предназначены для учеников средней школы. Но весь массив материалов не просто библиотека знаний - программа дает возможность учителю полностью изменить учебный процесс.

Другой коммерческий проект 2Tor рассчитан на высшую школу. Здесь размещены онлайн-курсы и лекции именитых профессоров, интерактивные учебники, приложения для планшетов и смартфонов, функционал для коммуникации студентов и профессоров.

"Сегодня преподаватель - это не тот, кто передает имеющиеся у него знания, а тот, кто знает, на какие ресурсы следует направить ученика в определенный момент".

Те же идеи, но не в столь радикальной форме высказывает и французский журналист Ксавье де Мазно в статье "Будущее за электронным образованием". В его школе будущего основной упор делается на онлайн-обучении, совместной работе класса в Skype и выработке новой стратегии. Учителю, по мнению французского журналиста, остается лишь направлять учеников по нужным порталам и следить за выполнением заданий.

И вот когда ты проникся идеями такой школы, вознесся духом в светлые чертоги утопии, искренне поверил в виртуальное образование и двумя руками проголосовал за школу светлого будущего - именно в такой момент жизнь опускает тебя на землю. Ты попадаешь не в виртуальную лабораторию духа, а в обычный класс. И тогда становится понятной разница между теорией и практикой. Зазор между универсальной стратегической идеей образования целой нации и конкретным тактическим уроком в одном классе.

Сразу бросится в глаза контраст.

Насколько непривлекателен имидж учителя, вынужденного играть разные роли: пастуха, няньки, держиморды, поводыря слепых, проповедника среди глухих. Чиновника, обязанного выполнять инструкции министерства и готовящего класс к экзаменам. Консерватора, применяющего занудную систему заучивания, запоминания, многократного повторения и постоянного контроля. Рутинера старого закала, уверенного в одном: как бы ты ни исхитрялся, но обучение – это одна из форм насилия.

Настолько привлекательна роль компьютерного гуру, внедряющего экстравагантные идеи обучения. Новатора, применяющего новейшие достижения. Оригинального мыслителя, искренне верящего, что путем развлечения, геймеризации, обновления графики, создания динамичных и привлекательных программ интерес к учебе возникнет само собой.

"Поданным всемирнойорганизации здравоохранения израильские детипроводят у телевизора больше времени, нежели их сверстники. Что же касается интернета, то здесь израильтяне — абсолютные чемпионы".

Виртуальный плод созрел – дело лишь за страной, которая решилась бы на такой грандиозный эксперимент.

И как бы вы удивились, если бы узнали: такая страна есть. Именно израильская школа является идеальным полигоном для испытания компьютерных моделей обучения. У нас сошлись все составляющие такого прорыва: острое недовольство школой; отвращение, переходящее в ненависть по отношению к учителям; сравнительно небольшое количество школ; масса учеников, владеющих компьютером и компьютерная оснащенность школ.

Все это теоретически есть, но практически израильские школьники вряд ли готовы сегодня к такому эксперименту. Мы ни в коем случае не отвергаем возможность электронного образования. Мы лишь сомневаемся в том, что данная система пригодна для всех.

Согласен, существует 2-3 процента мотивированных, целеустремленных, нацеленных на учебу детей; лишь несчастные 2-3 процента организованных и способных держать себя в жестких рамках программы; 2-3 процента детей, для которых виртуальное образование может стать настоящим, реальным.

Оставшиеся же 97%, к нашему великому сожалению, даже с помощью всей системы образования с большим трудом сдают экзамены на аттестат зрелости.

Так школа оказалась перед неразрешимой дилеммой: либо учить детей в кайф – либо просто учить. Или выжить, поверив в виртуальную утопию – или идти ко дну под грузом отживших методик.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке