Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+21+10
Иерусалим
+18+8

Мнения

А
А

Израильский пыжик средней пушистости

Мы живем на острове, и на фоне окружающих нас примитивных соседей действительно неплохо смотримся. Но представьте себе, что бы с нами было, если бы Израиль окружали цивилизованные страны? С нашими ценами, налогами, пошлинами, общественным устройством…

19.10.2011
Источник:Глобус
Zahav.ru

Читайте также

Время от времени приглашают выступить перед читателями с рассказами, пишут на афишках: «Вечер юмора». Но самое смешное в этой истории - это оплата моего нестабильного приработка. Раньше с гонорарами тянули месяц, потом 45, дальше 60 дней, а последние годы - все 90. Но мне чего, рот закрыл и пошел, даже рабочее место убирать не нужно. А каково частному предпринимателю, который взял подряд на выполнение каких-либо работ у муниципалитета. Мне об этой беде еще покойный Юра Штерн рассказывал: человек открыл производство, нанял рабочих, закупил сырье и благополучно прогорел в ожидании оплаты. Ребята в муниципалитете все это время получали свои оклады согласно шкале для госслужащих, гуляли праздники, а если надо, то и бастовали в едином порыве.

Назовите мне еще одну цивилизованную страну, где зарплаты в госсекторе выше, чем в частном. Госслужащий во всем ограничен циркулярами и инструкциями и избавлен от рисков. На проклятом и бесчеловечном Западе разница в зарплатах между госслужащим и частным предпринимателем и есть доплата за риск, инициативу и желание пахать на себя, любимого, не жалея сил.

У нас все с точностью до наоборот, стоит посмотреть любой американский сериал. Там прокурор из шкуры вон лезет, чтобы блистательно выиграть процесс и получить вожделенное приглашение в частную адвокатскую контору. Вы наших адвокатов видели? Нет, не тех звезд, о которых пишут в газетах, а тех, кто роится в здании тель-авивского суда на улице Вайцман. Имя им – легион, штампуют их ежегодно сотнями, голодных и несчастных, готовых съесть собственную мантию. Все хотят в судьи и прокуроры.

Только на бескрайних просторах СНГ, в России, Украине, Белоруссии самый высокий конкурс в академии госслужбы. В начале 90-х там все кинулись в адвокаты и экономисты, после народная тропа заросла, и в краю беспредела и неработающей экономики давно стоит очередь к коррупционным кормушкам. Поближе к крану, чтобы хоть брызги достались.

Не знаю как вас, а меня давно раздражают споры на тему, чего в израильском устройстве больше: капитализма или социализма. Да и нынешний уродливый российский, с сателлитами, строй социалистическим не назовешь. Говорят, прежде чем спорить, нужно договориться о терминологии. Но даже если дать точное определение слову «халва», во рту сладко не станет. В этом споре о примате яйца или курицы, как ни верти, оба продукта – «второй категории свежести».

Более смешное антимонопольное законодательство трудно себе представить. Монстр «Хеврат хашмаль» - и крохотная компания ветряных мельниц на Голанах. Два на страну завода по производству вина, монополизирующих рынок, и винарки, производящие тысячу-две бутылок в год. Приезжаешь в такую, знакомишься с хозяевами: он директор школы, она учительница и, между делом, они «немножко шьют». Продают знатокам свой «Шираз» по 150 шекелей за бутылку, никому не мешают. (Я в Италии каждое утро покупал себе литровую картонку превосходного «Шардоне» за 85 центов и отлично себя чувствовал. Правда, некошерного. Сейчас калифорнийские заводы насобачились гнать кошерный продукт и наших ведущих израильских экспортеров давят.)

Вообще для меня Голаны - это квинтэссенция особого израильского пути. Рельсы в Рош а-Никра, упирающиеся в стену, видели? Рядом с упомянутой винаркой такие же кустари-одиночки сыр делают, а в другом поселке еще одни чудики держат мини-зоопарк, конкурируют с сафари, или циммеры держат, «Хилтону» с «Шератоном» на зависть. Никто из них, понятно, госслужбу не бросает. Это наша модель заселения Голанских высот. Счастье, что Асад слаб и не готов к переговорам. Тридцать тысяч чудаков выковырять – минутное дело, чай, не триста там живут. Помяните мое слово, победит в Сирии «мусульманская демократия», начнем Голаны отдавать. Кто мешал создать инфраструктуру, провести скоростные железные дороги и действительно поселить в этом прекрасном месте такое количество народу, какое никому в мире не придет в голову переселять?

Кстати, о железных дорогах и наших рельсовых путях. Не успели запустить многострадальный иерусалимский трамвай, на радость бывшим москвичам и ленинградцам, как 58 вагоновожатых заявили о готовности объявить забастовку и требовать увеличения зарплаты. Это вечно опаздывающее позорище, именуемое израильской железной дорогой, категорически не дают приватизировать. Ее трудящиеся из судов не вылазят. Когда мой коллега Илан Кфир написал возмущенную статью о наших «пятьсот веселых», ему тут же дали дружную отповедь: а сколько стоит час проезда на французской неприватизированной железной дороге? Отвечаю: в последнее время в зависимости от сезона, класса, дня поездки и других причин часовая поездка из Руана в Париж стоит от 19 до 30 евро. Но этот поезд летит со скоростью 300 км/час. Из Парижа в Рен езды не более двух часов, я лет шесть назад заплатил где-то 100 евро. Сегодня проезд из Ниццы в Париж (3 часа езды, 900 километров) стоит 110 евро.

В Италии, если ехать итальянской железной дорогой, можно купить билет в пять раз дешевле, чем в международной компании «Евростар». Но «Евростаром» вы из Вероны в Венецию доедете за час, а на итальянском поезде за час сорок. Время – деньги. То есть, дело не в приватизации, а в конкуренции, вариантах выбора. Это целая наука в Европе – покупка железнодорожного билета. Мы живем на острове, и чтобы долететь в Европу, платим такие несусветные деньги. От тарифов на Сукот волосы вставали дыбом. У меня дочь из Франкфурта в Лондон летает за 20-40 фунтов. Где эти удешевленные, за 60-100 долларов, полеты в Швейцарию, за 90 – в Париж? А ведь слезно обещали.

Бережем отечественного авиаперезвозчика. Бережем отечественного производителя, фермера, монопольных владельцев торговых сетей. И как это не уберегли отечественный автопром – я еще застал на дорогах израильский автомобиль «Сусита».

Наши профсоюзы называют социалистической отрыжкой, вспоминают красный флаг на здании Гистадрута на улице Арлозоров в Тель-Авиве, я его тоже застал. А американские тред-юнионы, основа мафии 20-х годов, тоже социализм?

Регулярно у нас публикуют самые высокие зарплаты, и публика возбуждается. Смотрят на зарплаты заведующих отделениями больниц и руководителей больничных касс и возмущаются: чего это интерны бастуют? Чего им не хватает?! А вы прибавьте к своей рабочей неделе столько же часов, умножьте на 23 шекеля, тоже неплохая зарплата получится.

50 тысяч для крановщика ашдодского порта – это нормальная зарплата? Вы нечто подобное видели на советской стройке? Какой же это, к черту, социализм? Если бы Амиру Перецу в пору юности такую зарплату посулили, он бы никакой карьеры не делал, а выучился на крановщика.

Это не социализм, социализм в Швеции. Это не капитализм, он в Японии.

А что у нас? У нас заурядный провинциальный штетл с элементами высоких технологий и всеми признаками бардака.

Мы живем на острове, и на фоне окружающих нас примитивных соседей действительно неплохо смотримся. Но представьте себе, что бы с нами было, если бы Израиль окружали цивилизованные страны? С нашими ценами, налогами, пошлинами, общественным устройством…

Не нужно изобретать какой-то особый еврейский путь, еврейский велосипед и автомобиль «Сусита». Экономику нужно освободить от монополий, еврейское государство отделить от еврейской же религии, ветви власти - друг от друга, а народ - от нахлебников.

У нас все немножечко шьют на стороне, а если не шьют, то подворовывают материал в родном ателье. Пыжиковые шапки из кусочков-полосочек помните? Любимый бизнес еврейских меховщиков во времена застоя. Наша экономика выглядит как эта шапка. Мы принюхались к стойкому запаху нафталина, которым щедро посыпали шапку, и с годами не ощущаем этой вони. У нас искаженное сознание, и это медицинский факт.

Где-то пару месяцев назад я опубликовал в «Глобусе» и на сайте «Мнения» свои впечатления о другом, недавно появившемся сайте, - «Полоса». Каково же было мое удивление, когда редактора «Мнений» читатели обвинили в том, что он… рекламирует конкурента. Редактор конкуренции не боится, а его читатели борются со свободой слова. Это что же с нами за двадцать лет стало?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке